21 августа 2012 в 00:59

Нежелательное соседство

Почему жители Оргтруда выступают против людей, живущих при храме? После громкой трагедии во владимирском микрорайоне Оргтруд - изнасилования и убийства 14-летней школьницы - там «всплыла» еще одна проблема: взаимоотношений местных жителей с живущими при храме бывшими наркоманами и алкоголиками. Мнения разделились: кто-то не видит в их присутствии в поселке (так до сих пор называют свой микрорайон коренные оргтрудовцы) ничего плохого, а кто-то настаивает на изгнании нежелательных соседей. Дескать, не место людям с сомнительным прошлым и туманным будущим в центре населенного пункта, и тем более в непосредственной близости от детского сада.  
Первые на подозрении
...Настя Швецова была убита в ночь с 3 на 4 августа. Практически все население Оргтруда помогало искать пропавшую девочку. И пока искали, и когда уже нашли труп, народ шумел и пытался, обогнав правоохранителей, найти подозреваемых в совершении этого страшного преступления. Высказывались предположения, что к расправе над Настей могут быть причастны живущие при храме молодые люди. Полиция, кстати, проверила их одними из первых - взяли отпечатки пальцев, образцы ДНК.
Подозрения не подтвердились, но молва пошла. Подлила масла в огонь информация, что девочку якобы увезла машина, принадлежащая одному из бывших «пациентов реабилитационного центра». Как это часто бывает в таких случаях, правда затерялась в слухах и домыслах. Орг-труд стал напоминать растревоженный улей. В социальных сетях тоже шло эмоциональное обсуждение трагедии, стихийно образовалась инициативная группа граждан, жаждущих узнать, на каком основании в Оргтруде функционирует реабилитационный центр для наркозависимых, игроманов и алкоголиков.
Еще до того, как по подозрению в совершении преступления был задержан 16-летний знакомый Насти - оргтрудовский школьник, в местной администрации прошло собрание. Актовый зал был забит под завязку. На встречу с обеспокоенными гражданами пришли представители оргтрудовской власти, местный участковый, отец Антоний, настоятель храма мученика Андрея Стратилата, и, собственно, сами возмутители спокойствия - «бывшие». Они пытались донести до собравшихся мысль, что не представляют угрозы обществу. Общество не поверило, хотя напряженность на некоторое время удалось снять.
Глас народа
Чем же мотивируют свою позицию оргтрудовцы, недовольные соседством с бывшими наркоманами и алкоголиками? Ведь криминальных деяний со стороны живущих при храме за два года их нахождения в Оргтруде зафиксировано не было (это подтверждают и в полиции), как не было жалоб и в администрацию со стороны населения. Корреспондент «Владимирских ведомостей» пообщался с местными жителями.
- Я категорически против этого реабилитационного центра у нас в Оргтруде, - говорит жительница поселка Ирина Логинова. - Хотя я и назвать его такими громкими словами не могу. За бывшими наркоманами и алкоголиками нет присмотра специалистов, никаких процедур не проводится. Они живут свободно. Я лично видела, что они в «Закусочной» покупали алкоголь. Насколько мне известно, эти покупатели тоже жили в церкви, но их оттуда выгнали. Они снимали квартиру, но через какое-то время их и оттуда тоже попросили съехать. Где они теперь блуждают - неизвестно! Я думаю, что они опасны. Как говорится, бывших наркоманов не бывает. Есть же клиники специализированные, вот пусть там и лечатся - подальше от населенного пункта и уж тем более от детского сада! Я лично не хочу сталкиваться, общаться с бывшими наркоманами.
Еще одна жительница поселка, Анастасия Зорина, также видит опасность в живущих при церкви людях:
- Когда вечером мимо церкви проходишь, они там сидят. Иногда распивают алкогольные напитки, а по темноте пойдешь, даже выкрикивают что-то. Ко многим девчонкам (и ко мне тоже) не раз пытались пристать, познакомиться. Это очень пугает! Рядом садик, а они с голым торсом ходят, матерятся. Есть такие, что приехали лечиться, но ушли из реабилитационного центра и продолжают наркоманить у нас в поселке. Ничего не изменилось и после трагедии: на днях проходила мимо церкви - так и сидят, смотрят на всех, как звери.
Негодуют оргтрудовцы и по поводу того, что едут к ним в поселок со всей страны: из Питера, Нижнего Новгорода, с юга и севера России. И отнюдь не лучшие люди: «Обидно за поселок! Что их к нам-то ссылают, нас не спросив?! Нам своих алкашей хватает, а тут еще эти. Среди них есть и бывшие уголовники, и гепатитом больные».
«Дайте нам шанс»
Многие возмущенные оргтрудовцы твердят: «Уберите от нас реабилитационный центр!». Но парадокс ситуации в том, что убирать нечего. В Оргтруде нет реабилитационного центра! Просто есть люди, живущие при храме.
- Здесь живут те, кто нуждается в социальной помощи, а не в лечении от наркотической или алкогольной зависимости, - поясняет священник Антоний.
Сейчас в церкви на втором этаже здания живут 7 человек. Один из них на днях уезжает поступать в духовное училище. Остальные пока остаются в Оргтруде. Поступления новых жильцов не предполагается.
- Я, возможно, тоже скоро уеду, - рассказывает Дмитрий, помощник батюшки, старший у «реабилитантов». - Домой, конечно, уже не вернусь. Устроюсь по специальности (я - железнодорожник) где-нибудь в Нижнем или во Владимире.
Дмитрию 31 год. Последний год он живет в Оргтруде, до этого несколько лет крепко пил у себя на родине, в Воронеже. Допился до диагноза. Родные нашли в Интернете информацию про владимирскую общественную организацию «Осознание». Там было сказано, что важно удалить человека с проблемами из его привычной пагубной среды. Дмитрий осознал, что среду пора менять, и оказался во Владимирской области.
- Я стараюсь понять местных жителей, но не всегда получается, - рассуждает Дмитрий. - 80 лет в поселке не было храма, еще пару лет назад в здании церкви располагался кабак. Что, лучше, что ли, было? И если выгонят нас, отняв у ребят и их семей последний шанс, надежду, тоже будет лучше? Проблемы с пьянством в поселке останутся. Мы ведь каждую среду приглашаем местных на чтение акафиста об исцелении от алкоголя и наркомании. Проводятся у нас и светские беседы. Никто не приходит.
Асоциальное поведение тех, кто смиренно лечится молитвами в оргтрудовском храме, «реабилитанты» начисто отрицают. Они занимаются реставрацией храма, исправно ходят на службы. Живут на помощь от епархии и общественных организаций. Отзываются на любую работу, предлагаемую местными жителями. Недавно у одного оргтрудовца дом красили, калымили.
- В Оргтруд приезжают уже те, кто не нуждается в медикаментозном лечении: ломка снята, запои прекратились, - рассказывает Дмитрий. - Человек уже не колется или уже не пьет, поэтому ему и врач больше не нужен. Зато нужно утвердиться в своем желании изменить жизнь, духовно очиститься с помощью молитв, бесед с психологом. Конечно, не всем это помогает. Кто-то срывается. Тогда мы сами просим его покинуть храм, уехать, чтобы не смущать других. За год, что я здесь, у нас в разное время жило около 30 человек. Ушли, сорвавшись, четверо. Двое остались в Оргтруде, работают на фабрике, снимают жилье. Они живут так же, как большинство жителей поселка. Сильно пьяными я их не видел.
Строгий учет и контроль!
Могут ли несколько человек повлиять на криминогенную обстановку в микрорайоне? Так ли уж страшны для местных жителей «бывшие»? Как выяснилось, наибольшую обеспокоенность у оргтрудовцев вызывают именно те граждане, кто уже не живет при храме, кто так и не стал «бывшим», не «завязал» с дурным прошлым, но осел в поселке. А вот за них, как ни странно, уже никто не отвечает.
- Сам же батюшка говорил: «Мы такого-то выгнали, потому что он запил». А куда выгнали? К нашим детям, в наши дворы, на наши улицы! - высказывает свою точку зрения Наталья Сизова.
- Батюшка сказал, что не знает, куда едут те, кого «попросили» из храма. То есть дальнейшие их перемещения он не контролирует, не знает, что с ними стало потом. Нет контроля и со стороны «Осознания». Но они этих людей привезли к нам! И должны нести ответственность. Эти люди - группа риска. Не надо ждать несчастного случая, в котором они будут повинны, а потом протестовать. Лучше уж не доводить до крайностей, - поддерживает позицию землячки Анна Димакова.
С тем, что контроль должен быть, согласна и завсектором микрорайона Оргтруд Мелания Баранкова. Но при этом она говорит, что ее полномочий проследить за приезжими не хватает:
- Церковь мне неподконтрольна. У меня нет полномочий проверить документы у тех, кто живет при храме, и тем более - у тех, кто храм покинул. Это право полиции. Но, подчеркиваю, жалоб со стороны жителей на поведение живущих в церкви никогда не поступало.
Иметь в соседях «группу риска», пожалуй, никто не хочет. Мы согласны с тем, что наркоманам и алкоголикам нужно дать шанс, мы за толерантность, за «милость к падшим» - но вдали от нашего собственного дома, от наших детей. Позиция понятная, но малоприятная с точки зрения канонов гражданского общества. Социальные болезни, конечно же, надо лечить. Но безответственность, порождающая безнаказанность, не должна стать принципом работы «докторов» из общественных организаций. Даже если на то есть благословение Церкви.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 11:00 Строители рассказали о сроках завершения реконструкции трассы до Суздаля
Журналисты «ВВ» ознакомились с ходом масштабного ремонта участка трассы Р-132 «Золотое кольцо» от Владимира до Суздаля. Успеют ли дорожники завершить основные работы к 1000-летию города-музея?
сегодня в 10:20 Участники акции «Сад памяти» высадили тысячи сеянцев ели в Кольчугинском районе
В эти майские дни уже по традиции в стране проходит Международная акция «Сад памяти», посвященная павшим в годы Великой Отечественной войны. Она посвящена также землякам, отдавшим свою жизнь в ходе специальной военной оп…