ОАО «РЖД» и федеральное правительство фактически признали системность проблемы пригородных перевозок. Данные, опубликованные на прошлой и этой неделях в официальных отчетах и федеральной прессе, свидетельствуют ‑ дело не в желании или нежелании тех или иных регионов компенсировать пригородным пассажирским компаниям часть затрат (именно в этом оппоненты склонны упрекать администрацию Владимирской области), а в отсутствии точного и корректного механизма определения размера этих компенсаций на национальном уровне.
Судите сами ‑ «РЖД» объявили о масштабном сокращении пригородных электричек на сотнях маршрутов по всей стране. Причина ‑ финансовое состояние пригородных пассажирских компаний. По данным самих «Российских железных дорог», лишь 18 российских регионов полностью покрывают выпадающие доходы пригородных пассажирских компаний. Более 50 процентов выпадающих доходов компенсируют 18 регионов России. Менее половины убытков пригородных компаний компенсируют еще 33 региона страны. А органами государственной власти четырех субъектов РФ - Тверской, Вологодской, Ленинградской областей и Приморского края - вообще компенсация железнодорожникам не предусмотрена. Где здесь особая «злостность» АВО?Например, «Коммерсант» напоминает, что проблема обострилась в 2010-2011 годах, когда пригородные пассажирские перевозки были переданы из ОАО «РЖД» специально образованным пригородным пассажирским компаниям (ППК). По идее, это должно было привести к прекращению перекрестного субсидирования пригорода за счет доходов от грузовых перевозок и к формированию заказов на перевозки со стороны региональных властей. «Последним отошли полномочия по согласованию тарифов, - пишет «Коммерсант». - Но обязанности компенсировать разницу в случае установления цен ниже себестоимости у регионов нет - Закон «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ», по данным ОАО «РЖД», до сих обсуждается правительством. В итоге на середину 2012 года только 18 из 83 регионов полностью компенсировали убытки пригородных компаний».
Как правило, региональные власти ‑ и это опять же не исключительная владимирская специфика - объясняют свою позицию непрозрачностью структуры затрат ППК.
Каков системный выход из ситуации? 5 августа на совещании по развитию железнодорожного транспорта премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил министерствам экономики, транспорта, финансов и РЖД до 30 сентября дополнительно проработать вопрос об организации пригородного сообщения в 2013-2015 годах и определить источники финансирования потерь. При этом глава правительства сообщил, что 2013 год станет последним, в котором ОАО «РЖД» будут выделяться субсидии на организацию пригородных перевозок. Это может означать негласный призыв к «РЖД» возвратить весь пригород в свое ведение и дотировать его за счет доходов от грузовых перевозок и других видов деятельности железнодорожного монополиста.