Ровно 400 лет назад, в августе 1612 года, народное ополчение подступило к Москве, чтобы добиться изгнания поляков из столицы и положить конец Смуте, терзавшей Российское государство к тому времени уже несколько лет. Одной из самых ярких личностей того тяжелого и судьбоносного времени был военный предводитель народного ополчения суздальский князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
Если не он, то кто?
Как же он оказался во главе этого, так называемого «второго народного ополчения» Смутного времени? Источники об истории того периода грешат большими пробелами и противоречиями. По многим моментам историки и краеведы высказывают лишь версии. Разобраться в тогдашней политической путанице было непросто и в XVII веке, и сейчас.
Но о князе Дмитрии Пожарском можно сказать наверняка ‑ он разобрался в сложнейшей обстановке благодаря своему умению твердо придерживаться присяги, хранить верность своему роду и земству. Счастливое стечение обстоятельств тоже не раз срабатывало в его пользу. Так он и оказался в нужное время в нужном месте и стал самым подходящим полководцем для организаторов второго народного ополчения, формировавшегося в Нижнем Новгороде.
Дмитрий Пожарский - потомок Василия Андреевича, первого из князей Пожарских, выходцев из стародубских князей Суздальской земли. Стародубские князья, в свою очередь, - потомки великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, сына Юрия Долгорукого и младшего брата Андрея Боголюбского. Родовая усыпальница Пожарских находится в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.
При Иване Грозном поместные земли у многих княжеских семей в центре Руси были отобраны в пользу опричников. В том числе и суздальские земли Пожарских. Их семья в 1560-х годах была сослана на «низ». А низовскими землями в то время считались земли Нижегородского уезда и соседствующих мордвы, черемисов (марийцев), а впоследствии и татар. Там у Пожарских было старинное родовое имение в селе Юрино. Именно в Юрине Дмитрия Михайловича и нашла в 1611 году делегация нижегородцев во главе с наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Феодосием, чтобы предложить возглавить Второе народное ополчение.
Большого сюрприза в том не было тогда ни для кого, потому что в своей нижегородской вотчине Пожарский как раз восстанавливался после тяжелого ранения, полученного при его участии в первом ополчении, пытавшемся освободить Москву в 1611 году.
И среди военачальников первого ополчения князь Дмитрий Михайлович оказался вполне логично. Разобраться тогда между самозванцами, сменявшими друг друга, боярскими группировками, поляками, литовцами, шведами, казаками, татарами, имевшими каждый свои интересы, было ох как непросто. Пожарский отличался от многих верностью присяге. Сначала - царю Борису Годунову, при котором получил первые придворные должности. После падения Лжедмитрия I Пожарский присягнул избранному царем Василию Шуйскому и, верно следуя присяге, упорно сражался против сторонников Лжедмитрия II.
На стороне второго Лжедмитрия были одно время Суздаль, Владимир и Муром. Кстати, владимирцы в 1609 году проявили гражданскую инициативу, приволокли в Успенский собор городского воеводу Вельяминова, верного Лжедмитрию, заставили исповедаться, побили камнями, а тело бросили в Клязьму.
Жалованная грамота
Вот именно за верность в условиях Смуты Пожарский удостоился красноречивой оценки царя Василия Шуйского, которая так хорошо характеризует Дмитрия Михайловича. В жалованной грамоте царя сказано, что князь Пожарский «многую службу и дородство показал, голод и во всем оскудение и всякую осадную нужду терпел многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую ни покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шатости». По грамоте той Пожарский в 1609 году получил вотчину из старого поместья отца и деда в Суздальском уезде (село Нижний Ландех «c двадцатью деревнями, починками и пустошами»).
Опасаясь Лжедмитрия II, московская Семибоярщина после смещения Шуйского в 1610 году целовала крест сыну польского короля Сигизмунда Владиславу на условиях его перехода в православную веру. И тайно впустила в Кремль польский гарнизон.
В 1611 году, к моменту создания первого ополчения, Пожарский был зарайским воеводой. Он пришел в ополчение под начало рязанского воеводы Прокопия Ляпунова, и вместе с ним участвовал в первой попытке освобождения Москвы. С приближением ополчения жители столицы подняли восстание. Но полякам удалось удержать Кремль и Китай-город. Об этих сражениях марта 1611 года дошло предание о том, что Пожарский встретил врагов на Сретенке, отразил их и прогнал в Китай-город. На другой день в бою он был тяжело ранен и вывезен соратниками из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. Позднее он перебрался в свою родовую вотчину в Мугреево в Суздальских землях, а затем - в родовое имение Юрино Нижегородского уезда.
Второе ополчение, успешное
Пожарский согласился возглавить второе ополчение только как военный начальник. Поставил условие, чтобы Козьма Минин заведовал снабжением войска.
Владимирские историки говорят, что Пожарский хотел сначала окончательно формировать ополчение для удара на Москву в Суздале. Именно там предполагалось созвать новый Земский собор для избрания царя. Однако казачьи отряды атамана Ивана Заруцкого, который возглавил остатки первого ополчения под Москвой и счел земское движение за мятеж, опередили нижегородскую рать. Владимир и Суздаль заняли казаки под предводительством атаманов братьев Просовецких.
Тогда выбор пал на Ярославль, куда из Нижнего Новгорода в марте 1612 года и двинулось второе ополчение. Стояло там, набираясь сил, несколько месяцев. Именно в Ярославле на Пожарского было совершено покушение, которое организовал казачий атаман Заруцкий. Убийца кинулся на князя с ножом, но лишь ранил в бедро одного из приближенных.
На Суздаль, который за предыдущие годы несколько раз переходил из рук в руки, предводитель ополчения направил с отрядом своего родственника Романа Петровича Пожарского. И Суздаль, и Владимир были освобождены. Брат Романа Дмитрий Петрович Лопата-Пожарский также сыграл большую роль в ополчении. Именно он своевременно занял Ярославль, который стал базой ополчения, а затем возглавил авангард ополченцев при движении на Москву.
К столице ополчение выдвинулось в июле 1612 года, когда стало известно, что по приказу польского короля Сигизмунда III к Москве движется гетман Ходкевич с войском и припасами для польского гарнизона.
От родных могил ‑ на Москву
Интересный эпизод: пока ополчение было «на марше», Дмитрий Пожарский передал командование Козьме Минину и князю Ивану Хованскому, а сам с небольшим отрядом поскакал в освобожденный Суздаль. Там князь молился о победе у родовой усыпальницы в Спасо-Евфимиевом монастыре, а затем вновь присоединился к ополчению в Ростове Великом.
21-24 августа состоялось ожесточенное сражение ополченцев с поляками и войсками Ходкевича под Москвой. К вечеру 24 августа была одержана победа, а сам гетман с остатками войска утром 25 августа 1612 года ушел в Польшу.
Однако борьба ополченцев с засевшими в Москве поляками продолжалась еще 2 месяца. Лишь 22 октября (4 ноября по новому стилю) поляков выгнали из Китай-города. Теперь на эту дату приходится День народного единства.
За Романовых
Политическая карьера Пожарского продолжает волновать историков. Почему Дмитрий Михайлович не воспользовался своей невероятной популярностью и не претендовал на царский престол после изгнания поляков? Возможно, сыграла роль его принадлежность в свое время к партии Годунова, к которому многие относились негативно. Да и род Пожарских был не столь знатным, как другие боярские роды. Или опять сыграла роль верность присяге? В конце концов, суздальский князь Пожарский «подписывался» возглавить народное ополчение, а не государство.
Так или иначе, на Земском Соборе 1612 - 1613 годов вторым лицом из тех, кто руководил прениями о выборе царя (после князя Федора Ивановича Мстиславского) был князь Пожарский. Именно он предложил Собору избрать монарха из числа претендентов, имеющих царское происхождение. То есть - из родственников последнего Рюриковича, сына Ивана Грозного Федора Ивановича. На грамоте Земского Собора об избрании на российский престол царем Михаила Романова подпись Пожарского идет десятой по списку. Монарх получил в лице Пожарского верного сторонника на долгие годы.
СПРАВКА
Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1 ноября 1578 года - 30 апреля 1642 года) - русский национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов.
Родился в семье князя Михаила Федоровича Пожарского. В 1593 году, в 15 лет, поступил на дворцовую службу. В начале царствования Бориса Годунова получил придворный чин ‑ «стряпчий с платьем», в 1602 году он был пожалован царем в стольники.
В 1598 году - стряпчий и член Земского собора, с 1602 года - стольник, с 1613 года - боярин. В 1608-10 годах - сторонник царя Василия Ивановича Шуйского в его борьбе с Лжедмитрием II. С начала 1610 года воевода в Зарайске. Участник первого ополчения 1611 года и восстания против польско-литовского присутствия в Москве, в ходе которого был ранен.
С конца октября 1611-го - один из руководителей второго ополчения. В конце 1612 - начале 1613 годов (вместе с Д.Трубецким) находился во главе временного правительства - «Совет всея земли».
В 1615 году руководил боевыми действиями против польских отрядов Лисовского на юго-западе страны, в 1618 году участвовал в отражении похода польских войск во главе с Владиславом IV.
Периодически по поручению царя возглавлял сбор пятины (особого налога с торговых людей). В разное время руководил приказами: Ямским, Разбойным, Приказных дел, Московским судным.
Участник русско-английских (1617), русско-польских (1635) и русско-крымских (1630-40) переговоров. Воевода в Новгороде (1628-1630).
Род Пожарских прекратился по мужской линии в 1682 году со смертью его внука Юрия Ивановича Пожарского, умершего бездетным.