«ВВ» продолжают рассказывать о жизни присоединенных к областному центру территорий. На этот раз мы отправились в Заклязьменскую часть города, самую обширную и самую перспективную с точки зрения урбанизации.
Здесь будет город-сад
Согласно генплану, к 2015 году в Коммунаре, а также микрорайоне Лунево - Сельцо планируется построить более 200 тысяч метров жилья. Кроме того, под новостройки отводится около 100 гектаров в окрестностях Шепелево и 93 гектара в районе Уварово, Кусуново, Бухолово. Это еще 170 тысяч квадратов. Под Шепелево запланирована также промзона, а в Кусуново - рекреационные объекты. Население новых районов города должно вырасти с 700 человек до пяти с лишним тысяч уже через три года. Так напланировал Ленгипрогор. Мы проехали по деревням и оценили перспективы.
Лунево
Здесь нас встречает типичный сельский пейзаж. На «пятачке», что есть в любой деревне, сосредоточена вся общественная жизнь: тут и автобусная остановка, и церковь, и большая бревенчатая изба с табличкой «Дом культуры», и таксофон, каких в центре Владимира уже не увидишь, и конец асфальта… Здесь же встречаем местных горожанок.
- Как живется в составе Владимира?
- Отлично, - наперебой расхваливают они. - Раньше в Суздаль ездили за каждой бумажкой, а теперь все стало намного проще ‑ все документы оформляем во Владимире. Автобус к нам теперь ходит каждый час, и цена билета приемлемая. Газ провели.
- А дети ваши где учатся?
- В городе, даже спортшколу посещают.
- Не страшно их отпускать?
- Нет. Маленьких возим. А большие сами добираются ‑ благо теперь транспорт ходит.
- С медицинским обслуживанием как?
- Поликлиника в Загородном. Не жалуемся.
- Поближе к центру не хотите перебраться?
- Нет, мы тут выросли. Тут земля, природа, а теперь вот еще и цивилизация.
- И где же у вас новостройки?
- А вон на краю села продаются участки по 60 тысяч за сотку. Там выстроили несколько коттеджей. У нас были публичные слушания, рассказывали, что новый район построят. Но очень уж земля дорогая, чтобы народ сюда повалил.
Подходит автобус, и довольные жизнью в Лунево женщины отправляются в центр по делам.
Мы же по пути к «новостройкам» влетаем в яму и ломаем машину. Луневские коттеджи по соседству с ветхими домиками осматриваем издалека. Их можно по пальцам пересчитать. А далее, в сторону Сельца и Ширманихи, по ухабистой грунтовке ехать не рискуем. Наш автомобиль встает на ремонт.
Дороги в Лунево, Уварово и Шепелево вообще заслуживают отдельного внимания. На «городские» они мало похожи, поскольку изрыты глубокими выбоинами, вынуждающими водителей совершать опасные маневры с выездом на встречную полосу и на обочину. Хотя местами на асфальте можно увидеть свежие заплаты ‑ очевидно, ремонтировали ну самые «кричащие» участки. Впрочем, некоторые улицы Владимира выглядят даже хуже. А вот склонившиеся, как будто «уставшие», дорожные знаки стоят этакими символами захолустья.
Ладога
Окрестности прославившейся на всю страну во время последних думских выборов турбазы ‑ это земля контрастов. В сосновом лесу по соседству с поселком для персонала вырос городок для владимирской элиты. Видом своим он напоминает европейские пригороды: улицы одинаковых двухэтажных домиков со встроенными гаражами и небольшими садиками. Так же, как в предместьях Лондона, лепятся коттеджи друг к другу, хотя чего-чего, а земли в округе хоть отбавляй.
Но, видимо, именно европейцам решили подражать заказчики этого микрорайона. На самом деле этот жилой комплекс более всего похож на то, что предложили нам проектировщики Ленгипрогора ‑ организованную застройку присоединенных территорий комфортным жильем малой и средней этажности в противовес стихийной архитектуре современных коттеджных поселков, где каждый строит во что горазд.
Предполагалось, что жилье за Клязьмой будет сравнимо по цене с городской квартирой среднего класса и станет для владимирцев основным, а не дачным домом. Пока эта идея реализована для наиболее преуспевающих горожан. Тем временем в Европе подобные пригороды населены семьями с детьми и с не выдающимся материальным положением.
По расчетам авторов генплана, элитных индивидуальных домов на всех присоединенных территориях появится не больше пятисот. Вся остальная застройка предназначена для обычных жителей областного центра.
Пока же основное население от нового микрорайона отделяют забор и шлагбаум. Из окон двухэтажных благоустроенных панелек поселка для персонала турбазы открывается вид на новую Ладогу. Но здесь течет совсем другая жизнь: под окнами возделываются огороды, во дворе мокнет под дождем белье на веревках. И совсем уж по-деревенски живут обитатели деревянных домишек: сами крыши латают, сами убирают падающие время от времени деревья.
- Для нас с присоединением к городу ничего не изменилось, - говорят хозяйки. ‑ В Суздаль с документами не ездим, так во Владимире везде очереди такие, что времени потратишь даже больше, чем прежде. Городские тарифы на проезд меньше, зато на коммунальные услуги ‑ ощутимо выше. Все плюсы присоединения сводятся к нулю минусами, - резюмируют жители.
Шепелево
Горожане начали селиться здесь и в соседнем Никулино еще до того, как эти земли стали городскими. Хотя присоединение к Владимиру, как отмечает местное население, придало импульс коттеджному строительству. Здесь самый большой массив нового жилья. Впрочем, выглядит он убого: улица пляшет, потому что каждый землевладелец ставит дом на самом удобном для него месте участка. Стиль построек определению не поддается, благоустройство блистает своим отсутствием. Городом увиденное назвать язык не поворачивается. Впрочем, и старые жители новой городской окраины себя считают обманутыми и обиженными.
- Автобус к нам ходит четыре раза в день. Какой же это город? - продавщицу местного магазина разговор на эту тему задел за живое. ‑ Мы все тут понакупили машин, старых, плохоньких, ведь детей же надо возить в школу во Владимир. Раньше за ними хотя бы автобус присылали, а сейчас мы городские ‑ не положено. А дорогу нашу видели? Сельские льготы все сняли: за электричество, за газ платим втридорога. А что взамен? Земля подорожала, но ведь никто не покупает ни участок, ни дом. Мы хотели в город, и вот что из этого вышло…
Между тем, по генплану, в Шепелево предусмотрено строительство промышленных объектов, жилых домов в 2-4 этажа, детского сада на 160 мест, общеобразовательной школы на 250 учеников, поликлиники со стационаром, спорткомлекса и даже современного культурного центра с библиотекой и киноконцертным залом на 260 мест. Причем все объекты соцкультбыта в пояснительной записке к генплану числятся в первоочередных мероприятиях.
Уговор
дороже денег
Ну что тут скажешь? Генплан обещал нам еще и не такие чудеса. Достаточно вспомнить нашумевшую тему организации перелетов в Бухолово...
Шутки шутками, но главным тормозом освоения этой территории является проблема транспортного сообщения. Еще несколько тысяч личных автомобилей и сотни машин, обслуживающие магазины, детсады, коммунальные предприятия, приведут к коллапсу на мосту, и так вечно стоящему в пробках. Это понимают и покупатели жилья, и потенциальные инвесторы-застройщики, и, надеемся, мэр, который, помнится, обещал построить вторую переправу через Клязьму, тоже, кстати, предусмотренную генпланом. А пока ситуация с этой присоединенной территорией, как в басне: и видит око, да зуб неймет. Между тем, проживающие на этой окраине несколько сотен владимирцев уже сейчас имеют право на городской комфорт.