29 августа 2012 в 00:33

Сила в единстве

Фото: Екатерины НОСОВОЙ
В следующем году грядет первый юбилей принятого в 2003 году Закона об общих принципах организации местного самоуправления (131-ФЗ) и реформы этого управленческого института. Практика, которая, как известно, - лучший критерий истины, заставляет постоянно по ходу реформы отлаживать скрипящие механизмы реализации закона: со времени его принятия не проходило и года, чтобы в этот документ не вносилось по нескольку поправок. Поиск наиболее оптимальных форм организации эффективного самоуправления идет и на местах. Председатель Совета народных депутатов муниципального образования городское поселение город Киржач Александр Сорокин считает, что остроту некоторых вопросов местного самоуправления могло бы снять объединение под единым управлением районов и райцентров.  
- Позволяет ли законодательная база формировать для двух муниципальных образований единую администрацию?
- Да. Поправки, внесенные в 131-ФЗ в ноябре 2010 года, позволяют создавать единую администрацию в муниципальном районе и поселении ‑ административном центре муниципального района. В пункте втором статьи 34 131-ФЗ (третий абзац) об этом говорится четко: «Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения».
- Александр Викторович, район ‑ это, как правило, сельские поселения. Их нужды и интересы несколько отличаются от нужд и интересов городов. Не будет ли такое объединение ущемлять права какой-либо из категорий граждан?
- Давайте вначале определим, что представляет собой такое объединение. Закон разрешает образование местной администрации района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации городского поселения. При этом район и город сохраняют самостоятельные бюджеты и самостоятельную представительную власть, которая распоряжается этими бюджетами. Я не предлагаю повсеместное объединение райцентров и районов. В каждой местности необходимо смотреть на сложившиеся именно там обстоятельства. Что касается Киржача и Киржачского района, то до 2005 года у нас действовала объединенная администрация, правда, в рамках старого закона - с единым бюджетом и единой представительной властью. Есть с чем сравнивать. Это во-первых. Во-вторых, я бы не назвал наш район сельскохозяйственным. Как раз в половине сельских поселений на сегодняшний день размещены промышленные производства района. В-третьих, в городе Киржаче живет около 30 тысяч человек. В остальных населенных пунктах района ‑ приблизительно 13 тысяч. Возникает вопрос: есть ли смысл при таком раскладе содержать двойной управленческий аппарат? В-четвертых, если существует в каких-либо вопросах явная специфика, то создаются специальные отделы или выделяется специалист, курирующий такие вопросы. Опыт такой уже был. И успешный.
- Но у каждой администрации ‑ свои задачи и полномочия.
- На самом деле задача одна ‑ сделать жизнь людей лучше. И эффективнее эту задачу решать объединившись. Поясню: большинство городских социальных объектов находится в ведении районной администрации. Два стадиона из трех ‑ у них на балансе. Большинство учреждений культуры тоже у них. За школы, дошкольные учреждения, в том числе и городские, также район отвечает. А это та самая социальная инфраструктура, от которой во многом зависит социальное самочувствие горожан.
То есть, получается, районные власти отвечают и за город. Хотя формально город и район ‑ самостоятельные муниципальные образования, у них свои полномочия. Но по факту город и район ‑ единый организм. И то, что существуют два центра принятия решений по управлению этим организмом ‑ не самое лучшее положение вещей. Уборку площади вокруг здания районной администрации на расстоянии 30 метров от его стен должен обеспечивать район, а остальную часть площади убирает город. Ну не смешно ли. Или вот: празднуем День Победы ‑ общий для всех россиян праздник. Районная администрация организует свои торжества в центральной части города, а городская свои - в другом месте. Вместо объединения получается разъединение.
- Вы полагаете, что, объединив бюджеты, можно достичь большего?
- Бюджеты объединить нель­зя! По закону ‑ нельзя. У каждого поселения ‑ свои источники доходов и свои расходные обязательства. И создание единой администрации этого никоим образом не изменит. Межбюджетные трансферты на выравнивание бюджетной обеспеченности рассчитываются по подушевому принципу. Поэтому и здесь никто не будет ущемлен. Никому ни в районе, ни в городе не дадут больше или, наоборот, меньше. Бюджеты в любом случае будут разными и утверждаться будут Советами муниципальных образований ‑ городским и районным по представлению единой администрации.
- В чем тогда выигрыш?
- В том, что если у района и у города будет единая администрация, то, готовя проекты бюджетов для города и района, ей проще синхронизировать по времени тот же ремонт дорог, которые на территории города находятся в ведении двух администраций. Затраты для города и района - те же, только результат другой. Люди получат нормальное асфальтовое покрытие на всей дороге от центра до м-на Красный Октябрь, а не участками, как сейчас.
- А что мешает делать это сейчас? Не кажется ли вам, что проблема не в разной подведомственности, а в конкретных управленцах. И ее не решить объединением администраций.
- В чем-то вы правы. Человеческий фактор был, есть и будет. У любого управленца есть какие-то наработанные связи, предпочтения. Хуже, когда у него есть свои бизнес-проекты, интересы, когда с рынка выдавливаются «чужие» предприятия и принимаются решения, польза от которых городу, мягко говоря, сомнительная.
В Киржаче тоже происходят события, заставляющие задуматься, кому же они выгодны. Как, например, история с ОП ОАО «ВОЭК» «Киржачская горэлектросеть». Эта компания, возглавляемая депутатом горсовета Валентином Тюленевым, весной в очередной раз выиграла конкурс на монтаж уличного освещения и заключила договор на его обслуживание. Недавно договор с ними был расторгнут. Формально основания для расторжения вроде бы были: комиссия нашла за квартал пару-тройку вовремя не замененных лампочек в фонарях, но главная претензия ‑ подрядчик не уложился в предусмотренные договором сроки монтажа новых линий освещения. И, наверное, вопросов к администрации не возникло бы, если бы не некоторые обстоятельства. Выход из графика, по объяснению Тюленева В.Г., был обусловлен форс-мажорными обстоятельствами.
Но что интересно, депутаты горсовета в июне инициировали вопрос об отставке главы города. Среди этих депутатов был и Валентин Тюленев. Похоже, что именно это обстоятельство и стало истинной причиной расторжения контракта. Тем более что такие жесткие требования предъявляются выборочно. К примеру, ООО «Мастер» работы по монтажу ливневой канализации квартала «Южный» должно было выполнить еще три месяца назад. Работы до сих пор не завершены, но к этой компании городская администрация жестких мер принимать не спешит. После расторжения контракта с «Киржачской горэлектросетью» линии освещения остались без надлежащего обслуживания, целые кварталы и микрорайоны месяц оставались без освещения, на что шел массовый поток обоснованных жалоб жителей. То есть ситуация объективно ухудшилась. Но зато «личный враг» был наказан. Лишь после вмешательства общественности и редакции местного телевидения уличное освещение было отремонтировано и включено.
От подобных примеров, обусловленных человеческим фактором, объединение администраций, конечно, не застрахует. И тем не менее при любых управленцах у такого решения есть ощутимые плюсы.
- Какие?
- Сразу же сокращается аппарат, убираются отделы и специалисты с дублирующими функциями. По самым скромным оценкам, минимальная экономия только на этом составит 5-6 млн рублей ежегодно. Более разумно за счет лучшей организации и координации станут расходоваться бюджетные средства. Я уже приводил пример с теми же дорогами, уборкой. Кстати, еще об уборке, которая относится к полномочиям городских властей. Вывозом мусора занимается районное муниципальное предприятие. Весной-летом этого года мы просто заросли мусором. Кому жаловаться? По закону ‑ в городскую администрацию. А по факту рычаги влияния на свой МУП ‑ у района. В то же время на территории города много социальных объектов районной администрации ‑ забота по обслуживанию его подводящей инженерной инфраструктуры ложится на город. А объект формально «чужой». Таких ситуаций возникает множество, страдают жители. Им не интересны взаимоотношения властей. Если они видят, что жизнь ухудшается ‑ виновата власть как таковая. Любая. Вся. И, по большому счету, люди правы. Значит, нужно сделать все, чтобы вот такой нескоординированности стало как можно меньше.
Оформление документов, получение справок ‑ вообще отдельная история. Чтобы построить что-нибудь на городской земле, люди должны обращаться и в городскую администрацию, и в районную: земля выделяется постановлением главы района. И такая же картина по многим жизненным ситуациям. Гражданам приходится курсировать между двумя администрациями, копя раздражение на чиновников. К тому же от районной администрации до городской еще и добираться на автобусе нужно около получаса. При едином управлении все эти процедуры реально значительно облегчить. Пока же, вне зависимости от личных качеств сотрудников, все равно деление «мое - не мое» остается. А людям наплевать на разграничение компетенций, если это создает неудобство для них. Людей не волнует, что очередной чиновник, выдающий очередную справку, укладывается в «свои» сроки» по документообороту. Они свое время считают, потраченное на получение всех этих справок. А прибавьте к этому еще и «пустые хлопоты», когда граждане приходят со своими нуждами в район, а там им объясняют, что обращаться нужно в город. И наоборот. Вот такого прогона по инстанциям быть не должно. Из своего опыта общения с жителями города могу сказать, что подавляющее большинство идею единой администрации поддерживает. Во многом как раз из-за тяготы хождений по инстанциям.
- То есть единая администрация сможет эффективнее управлять городом и районом за счет экономии и лучшей организации. Денег же в бюджете больше не станет.
- Думаю, все же станет. За счет экономии на аппарате управления и более рационального использования средств.
- Откуда? Вы же сами сказали: система бюджетирования муниципальных образований не изменится.
- Правильно. Не изменится, но улучшится за счет грамотной организации. Единой администрации будет проще лоббировать интересы киржачан на региональном уровне. Администрация области, областные организации работают в основном с администрацией района, руководители района чаще приглашаются на совещания во Владимир. Сейчас, чтобы городу заявиться на участие в целевых программах, составить убедительную заявку, зачастую необходимо обращаться за поддержкой к администрации района. Бывает, что в итоге всех этих хождений, несогласованности ‑ не успеваем. Упускаем возможность привлечь дополнительные средства из регионального и федерального бюджетов на нужды наших земляков. Вот эти риски заметно уменьшатся.
Совершенно реально, убрав из сознания управленцев противопоставление «свое - не свое», повысить и собираемость налогов. Пусть органы МСУ не являются администраторами налогов, но рычаги влияния на не­плательщиков у них есть. Но как заставить, к примеру, имеющего дорогую недвижимость в районе бизнесмена ввести ее в эксплуатацию и платить с нее налоги в районный бюджет, если все его бизнес-интересы в городе? У единой администрации рычагов влияния на незаконопослушных налогоплательщиков становится больше.
Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 20:16 Во Владимире Александр Авдеев проверил, как идет ремонт в БСП
В пресс-службе правительства региона сообщили: 194,5 млн рублей выделил областной бюджет на укрепление материально-технической базы учреждения здравоохранения. На сегодняшний день завершены работы на двух этажах хирургич…
сегодня в 18:05 Меленковец получил компенсацию за невыплаченную заработную плату
Объединенная пресс-служба судов общей юрисдикции Владимирской области сообщает о выигранном деле наемного сотрудника к частной компании. Мужчина работал на должности главного инженера и был вынужден уволиться, поскольку…

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.