Уборочная страда в самом разгаре. И хотя итоги подводить пока рано (все-таки сельскохозяйственный год заканчивается в декабре вместе с календарным), с разными настроениями селяне подсчитывают потенциальные доходы. На прошлой неделе журналисты «ВВ» побывали в нескольких СПК Юрьев-Польского района.
Оптимизм и перспективыНо сначала только цифры. В этом году заканчивается пятилетняя госпрограмма поддержки сельского хозяйства. Ее результаты вполне оптимистичны.
- Владимирские хозяйства по производству мяса, молока, яиц значительно опережают свои же показатели прошлого года, - рассказывает Вячеслав Гусев, директор департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области. - Да и продуктивность коровки растет. Мы в прошлом году перешагнули рубеж в 5,5 тысячи надоя на одну фуражную корову. Это четвертый результат в стране по продуктивности.
За пять лет действия программы в регионе уже построено 19 животноводческих комплексов. Еще девять - в стадии строительства. И хотя не все они будут введены в эксплуатацию в этом году, в следующем, как обещают инвесторы, точно начнут работать.
Кроме того, продолжается строительство свинокомплексов в Александровском и Петушинском районах. Идут подготовительные работы для возведения птицефабрик в Камешковском и Ковровском районах. По словам Вячеслава Гусева, когда птицефабрики будут построены, проблема обеспечения мясом птицы в нашей области будет закрыта.
В ближайшем будущем будет запущена и первая в области дойка коров по кругу. Так называемая «карусель». Она появится в строящемся на 1800 голов комплексе в СПК «Шихобалово» в Юрьев-Польском районе.
- Пропускная способность карусельной дойки намного выше, чем у параллельной, - говорит Алексей Гришин, начальник цеха животноводства СПК «Шихобалово». - Надой здесь определенно будет выше.
В основном столь серьезное строительство осуществляется за счет кредитов. По программе же проценты по ним субсидируются государством.
Наверное, в том числе и благодаря этому все чаще и больше возводится на территории области коттеджных улиц для молодых специалистов и их семей. В СПК «Шихобалово», например, главное условие для получения жилья только одно - отработать в хозяйстве 15 лет.
Некоторые из 15 двух- и одноквартирных особнячков уже заселены.
- Это же мечта: сто квадратов, 4 комнаты, чердак, подвал, а главное - все необходимое для жизни в квартире уже есть, - рассказывает Александр Усоев, хозяин одного из коттеджей. - Мы и до этого с женой работали в СПК, и теперь будем трудиться с еще большей отдачей.
В июле принята новая уже восьмилетняя программа поддержки сельского хозяйства. Помимо прежних аспектов в ней будет уделено внимание и ныне слабым сторонам: поддержке перерабатывающих предприятий, мелиораторов и, в большей степени, комплексного обустройства сельских территорий.
Опасения
и тревоги
Погода вносит свои коррективы в осеннюю страду. В основном убраны лишь озимые культуры.
- В нашем хозяйстве убран урожай пока только с 62 процентов площадей. Причина в погоде, - разводит руками генеральный директор ОАО «Леднево» Виктор Самодуров. - Убирать уже нужно все. Ячмень осыпается, пшеница полегла. Уже понятно - потери неизбежны.
Вячеслав Гусев подтверждает: еще половина зерновых культур в поле. Их уборка вызывает наиболее серьезные опасения.
- Картофель же и овощи традиционно убираются в середине сентября, - добавляет Вячеслав Викторович. - И техника, и людские ресурсы наготове. Поэтому сейчас наша главная надежда - на теплое бабье лето.
Но помимо неубранного урожая фермеров волнует реализация молока. Средняя цена по области - 14,28 рубля за литр. Это на полтора рубля выше, чем по России, что практически равно себестоимости самого производства.
- Наша главная беда, что у нас кругом монополия, в том числе и в переработке молока, - уверен Виктор Самодуров. - Вроде бы все просто: мы производим, вы потребляете, но между нами стоит переработчик (к тому же в основном иностранец). И что получается? Мы продаем по 14-15 рублей, практически себе в убыток, а они предлагают вам по 30-45 рублей.
Юрьев-польские фермеры разводят руками - на владимирский рынок их молоко не попадает. Не сходятся в цене с переработчиками. И в подтверждение их слов - у ворот хозяйств огромные фуры с московскими, тульскими и нижегородскими номерами.
Но фермеры не сдаются, крутятся, выживают. Вот только преград еще больше появляется. Созрела, например, идея у директоров некоторых юрьев-польских хозяйств ‑ а почему бы не построить завод по производству растительного масла из рапса. Идея хорошая, тем более что вложений требуется даже меньше, чем в тот же животноводческий комплекс. Остановило только одно: банки по непонятным причинам перестали выдавать долгосрочные кредиты. Но фермеры надеются, что ситуация в ближайшем будущем разрешится.
- Если ничего не изменится в сельском хозяйстве, волна банкротств пойдет, - прогнозирует Виктор Самодуров. - Деревни будут умирать, хозяйства закроются.
- Кто работает, тот живет, - поправляет его Вячеслав Гусев. - Не думаю, что пойдет массовое банкротство, этого никто не допустит. Другое дело, что эти предприятия могут перейти к другому, более эффективному собственнику. И, наверное, это правильно.