4 сентября в офисе Ковровского филиала «МРГ-Инвест» прошла встреча руководства ресурсоснабжающей организации с руководителями управляющих компаний Коврова и представителями городской общественности. Мероприятие изначально планировалось как публичное, чтобы обеспечить максимальную доступность информации.
В начале встречи приглашенным было представлено руководство ковровского филиала «ВТГ». Это директор филиала Николай Разумов, начальник юридического управления компании «МРГ-Инвест» Сергей Рузин и начальник отдела реализации теплоэнергии Мария Егорова. Руководитель пресс-службы «МРГ-Инвест» Елена Подопригора обозначила повестку дня встречи.- На сегодня подведена черта под затянувшимся и крайне болезненным для всех ковровчан конфликтом между компанией «Владимиртеплогаз» и МУП «Жилэкс». Руководство «МРГ-Инвест» и «Владимиртеплогаза» уверено в правильности и законности принимаемых решений (впоследствии это нашло свое подтверждение в судах различных инстанций), но при этом не снимают с себя ответственность за последствия сложившейся ситуации с выставлением двойных платежек в Коврове. Именно по этой причине руководители «МРГ-Инвест» и «Владимиртеплогаза» сели за стол переговоров с представителями компании «Жилэкс». Мы с «Жилэксом» пришли к единому мнению. Все долги за прошлый отопительный сезон будут «подбиты» без ущерба для населения, но главный вопрос: что дальше? Изменения в российском законодательстве, в частности постановление Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, которое вступило в законную силу с 1 сентября 2012 года, подталкивают в сжатые сроки менять формат работы, - отметила Елена Подопригора.
Дело в том, что в предстоящем отопительном сезоне «ВТГ» сможет по прежней схеме поставлять услугу потребителю только в том случае, если управляющая компания или ТСЖ примут условия непосредственного управления услугой теплоснабжения. УК и ТСЖ должны будут заключить с «ВТГ» договоры или на советах домов принять решения о договорах на поставку ресурса.
- В случае заключения таких договоров «ВТГ» будет и впредь проводить начисления и выставлять квитанции. Кроме того, «ВТГ» возьмет на себя бремя работы с должниками, - сообщил Николай Разумов. - Но если управляющая компания решает, что у нее есть свои ресурсы, чтобы самим создать свой абонентский отдел и печатать квитанции, то мы счет будем выставлять управляющей компании на отпущенный ресурс до границы дома. А как они будут распределять это все внутри дома, как они будут работать с должниками, это нашей компании в таком случае не будет касаться.
Информационную работу в Коврове о предстоящих изменениях «ВТГ» начал еще в прошлом году, рассылая образцы договоров. К сожалению, последовавший за этим конфликт с администрацией Коврова свел, по сути, на нет разъяснительную работу. Ковровчанам было не до нюансов ‑ люди не могли понять, кому в принципе платить за теплоснабжение. А меж тем требования государства по поставкам и расчетам за коммунальные ресурсы за последние месяцы ужесточились.
- Как нам в дальнейшем продавать ресурс? Потребителям или компаниям? Казалось бы, нам гораздо проще пойти по пути работы с управляющими компаниями, - говорил Н.Разумов. - Но вопрос-то в том, по какой цене и кто будет заниматься начислениями? У «ВТГ» на сегодня в защищенном тарифе уже предусмотрены расходы на абонентскую службу. Если мы перейдем на поставки до стены дома, то тариф мы снизим ‑ сминусуем расходы на абонентскую службу и службу эту ликвидируем. И речь даже не о том, что люди, которые сейчас ведут начисления, останутся без работы, хотя это довольно неприятный социальный штрих. Но главное, что аналогичные нашей службы должны будут появиться взамен в каждой управляющей компании. Возникает вопрос к УК: вы готовы нести эти расходы? У нас расходы на каждого оператора (а их в «ВТГ» Ковровском филиале пятеро) составляют в среднем 4-5 тысяч рублей. И это распределяется на всех наших абонентов. А в случае перевода такие операторы и расчетные центры должны будут появиться в каждой УК. Очевидно, что общая численность сотрудников, занятых на этой операции, существенно возрастет возрастут, соответственно и расходы жителей, которым в итоге придется оплачивать все расходы.
Работа по начислению платежей специфична, требует скрупулезного подхода и высокой грамотности и опыта. А именно такого опыта в УК по определению быть не может. Стало быть, размер стоимости услуги для жителей вырастет многократно, а качество этой услуги, вполне вероятно, пострадает.
Несмотря на то, что выводы эти напрашивались сами собой, реакция директоров ковровских управляющих компаний была неоднозначной. Представители небольших УК и ТСЖ сразу откликнулись на предложение «ВТГ» пойти по пути заключения прямых договоров с жителями. А вот «крупные игроки» ковровского коммунального рынка стали активно возражать. Их главный аргумент: прямые договоры ‑ это шаг назад в деле коммунального прогресса. Люди, по мнению ковровских коммунальщиков, могут запутаться в платежках, начать копить долги и проч. В общем, коммунальный коллапс неминуем.
Это «нагнетание страстей» развеял директор небольшой УК, который заявил:
- Никакого коллапса в случае заключения прямых договоров быть не может. Все дело в том, что тепло ‑ это главная, базовая услуга. И если управляющая компания берется начислять жителям плату за тепло, то возникает жесткая зависимость между УК и жителями ‑ тепловые сети под землей, их заново не перекопаешь. Это вам не ремонт в подъезде, который любая понравившаяся ремонтная бригада сделает. Я считаю, что те, кто говорит о коллапсе, просто лукавят. Уж слишком велик соблазн «подсадить» жителей на свои услуги. А зачем нужно управление? Ведь достаточно обслуживания. Не удивлюсь, если ковровчане выберут именно такие договоры. И это будет правильно и честно. Те, кто берет необоснованно высокую плату за свои услуги, будут терять клиентов, жителям будет проще менять обслуживающую организацию, если работа ее будет некачественной.
Реплика вызвала бурный резонанс. Коммунальщика обвинили в недостаточной компетентности, в том, что он не может мыслить масштабно, хотя сермяжная правда в его словах явно была.
- Те, кто считает, что городские управляющие компании вполне могут справиться с начислениями платежей сами, видимо, говорят о договоре права уступки требования. Вариант такой возможен, но все должны помнить, что если у какого-то из домов образуется задолженность, у «ВТГ» появятся основания ограничить подачу услуги (к примеру, горячей воды). Вы понимаете, что право собирать с людей деньги ‑ это еще и колоссальная ответственность перед людьми? Мы 1 января 2013 года будем защищать свой тариф в областном департаменте. И возможность содержать абонентскую службу в наших расчетах мы сможем подтвердить только протоколами собраний жителей домов, которые вы обслуживаете. Если они выберут непосредственный способ управления, то наша абонентская служба будет сохранена. Если нет, то проблему предстоит решать вам. В любом случае, какое-то решение вам нужно принять, причем в ближайшее время, - подвел итог встречи Н.Разумов.
По общему мнению представителей «Владимиртеплогаза» и «МРГ-Инвест», главным итогом встречи стал сам факт ее проведения. Руководители управляющих компаний услышали и поняли позицию «ВТГ», а поставщики тепла, в свою очередь, услышали и поняли реакцию на свои предложения.
- Надеюсь, что встречи наши продолжатся, а взаимодействие будет плотным. Результатом этого взаимодействия должна будет стать общая конструктивная позиция. Думаю, ковровчане уже достаточно настрадались прошлой зимой из-за отсутствия понимания между коммунальными организациями. Повторять ошибки прошлой зимы считаю недопустимым, - отметил на прощание Николай Разумов.