Свою коллекцию инструкций по безопасности различных авиакомпаний представил Григорий Матасов Внимание, собиратели марок, значков и монет: конкуренцию вам вполне может составить коллекционер из Нижнего Новгорода, уносящий с борта авиалайнеров инструкции по безопасности. Самое парадоксальное, что человек, объездивший полмира, дабы обогатить свою коллекцию, страдает аэрофобией. И тем не менее у Григория уже 270 инструкций из 60 стран.
- В самом начале это не было осознанное собирательство, - рассказывает Григорий. - К тому моменту, когда я понял, что коллекционирую инструкции, их у меня уже было примерно 10 штук. До этого я усердно собирал счастливые билетики (лучшие экземпляры висят у меня дома на стене) и даже старался прихватить с собой таблички «Не беспокоить» из гостиничных номеров. Но главная моя страсть - инструкции из самолетов. Почему я их собираю? Инструкции меня радуют.Свою коллекцию Григорий разместил в арт-кафе, что находится в центре Владимира. Посетители с интересом рассматривают инструкции: самую практичную, самую сексуальную, самую абстрактную и самую реалистичную. Что касается последней, то она принадлежит американцам, которые использовали фотографии живых людей для ее создания. В основном на инструкциях - рисунки. Произведениями искусства это не назовешь, но менталитет страны изображения на инструкциях по безопасности передают очень хорошо.
- В информационном плане они совсем не различаются, - добавляет коллекционер. - Перечень действий, которые необходимо выполнять в случае аварии, стандартный. Однако меня больше всего поразило приложение к инструкции в Индонезии. Я летал внутренними рейсами и увидел молельные карты, которые прилагаются к инструкциям по безопасности. Они составлены на двух языках для шести конфессий. Буддисты, скажу я вам, во время аварии с помощью молельной карты то и дело повторяют, что мир прекрасен. В это непросто поверить, когда самолет терпит крушение... Хотя я потом посмотрел удручающую статистику, что пилотов этих рейсов часто «вяжут» за наркотики, и понял, что молельная карта пассажирам необходима.
Сам Григорий очень боится летать, он читает книги об авиакатастрофах, отчеты о том, почему терпят крушение «железные птицы». Однако аэрофобия не стала помехой в деле коллекционирования инструкций. Некоторые экземпляры дарят ему друзья. Надписи вроде: «Пожалуйста, не выносите это из самолета» - коллекционеры рассматривают лишь как просьбу, которую можно выполнять, а можно и поступить по-своему.
- Иногда я обмениваюсь
отдельными экземплярами с коллекционерами из разных стран, - отмечает Григорий. - Да, нас таких по всему миру немало. Итальянские мне очень нравятся, своего рода пример футуризма, а немецкие, в частности «Люфтганзы», очень четкие. Кроме того, представители немецкой авиакомпании прилагают карточку с советами, например, чем занять себя, если полет проходит штатно и рутинно. В ней - комплекс физических упражнений и полезных советов, чтобы минимизировать дискомфорт от полета.
Некоторые из советов кажутся и правда разумными, но трудновыполнимыми: например, унять аэрофобию перед взлетом. Некоторые - просто издевательством: инструкция советует пользоваться в полете увлажняющими кремами и водяными спреями, при этом умалчивает о том, что в аэропорту служба безопасности отберет любые тюбики с мазями и бутылочки с жидкостями. Много непонятного, лично для меня, в инструкциях «Аэрофлота».
В коллекции нижегородца есть также раритеты - образцы инструкций авиалайнеров, которые уже не перевозят пассажиров. Например, известного несчастными случаями Air France Concord, с 2003 года прекратившего перелеты.
- Каждый раз, когда я внимательно рассматриваю инструкцию, находясь на борту авиалайнера, - рассказывает Григорий, - надеюсь, что по назначению мне не придется ее использовать.