7 сентября 2012 в 01:23

Губернатор Николай Виноградов: «Основная цель модернизации образования - создание комфортных и современных условий для обучения каждому ребенку»

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
Начался очередной учебный год. Образование в нашей стране ‑ это больше, чем собственно передача некоей суммы знаний от старших поколений младшим. Образование сегодня ‑ это и важнейшая социальная сфера, и неисчерпаемый ресурс для инновационного развития экономики страны, и создание в обществе приоритетных для народа и власти морально-нравственных ориентиров. О владимирском образовании сегодня, о новациях и проблемах отрасли мы говорим с губернатором региона Николаем Виноградовым.  
- Николай Владимирович, это интервью выходит в самом начале нового учебного года. Десятки тысяч владимирских школьников вновь сели за парты. Тысячи из них ‑ в первый раз. Крупными мазками ‑ чем наступивший учебный год отличается от предыдущих?
- Наступивший учебный год ‑ это третий год реализации проекта модернизации региональных систем общего образования, а также первый год работы по новому Закону «Об образовании» в РФ. Основная цель модернизации образования - создание комфортных, современных условий для обучения каждому ребенку. Мы обязаны обеспечить рост заработной платы учителей до уровня средней по экономике региона. Все учащиеся 1-2-х классов начальной школы начали обучение по новым федеральным стандартам общего образования. Все учащиеся 4-х классов приступили к изучению курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
- А что уже позволила сделать программа модернизации региональной системы общего образования?
- Для проведения любых модернизационных мероприятий нужны деньги. И мы совместно с федеральным и муниципальным бюджетами их находим. Так, c начала 2011 года нам удалось приобрести 19055 единиц учебно-лабораторного оборудования, 14222 единицы учебно-производственного, свыше 7 тысяч ‑ спортивного, 5120 единиц оборудования для школьных столовых. Всего - 66251 единица нового оборудования, столь необходимого учебным заведениям, была приобретена. Это позволило обеспечить оснащение учебного процесса в соответствии с федеральными требованиями к образовательным учреждениям в среднем по области на 90 процентов.
Добавлю также, что дополнительно было куплено 54 автобуса для подвоза 2500 учеников сельских школ. Фонды школьных библиотек пополнились 347 тысячами учебников для 100% первоклассников. В 292 школах проведен текущий ремонт для подготовки помещений к установке нового оборудования.
Особенно приятно, что у нас в области открываются новые школы. В Юрьев-Польском районе (на 264 места), в Лакинске (на 840 мест). После реконструкции открыта школа во Владимире (на 450 мест). На очереди ‑ строительство школы на 33 класса в Кольчугине.

Начало на 1-й стр.
Всего же в восьми общеобразовательных учреждениях был проведен капитальный ремонт, а текущие ремонтные работы проведены в 80% образовательных учреждений, где обучаются три четверти учащихся.
Конечно, я понимаю, что этого пока недостаточно. Темпы износа превышают в ряде случаев темпы строительства и реконструкции существующих учебных заведений. Но таковы пока наши возможности. Будет развиваться экономика ‑ появятся и новые стройки, в том числе в образовании.
- По всей стране идет оптимизация системы школьного образования. Задача поставлена такая ‑ школа должна прежде всего давать качественные знания, для этого она должна быть соответственно оснащена технически. Ее педагогический коллектив должен соответствовать современным требованиям. Но далеко не все школы соответствуют этим требованиям, особенно на селе. Поэтому власти вынуждены закрывать их, переводить детишек в школы, где уровень образования соответствует требованиям. Но не мне Вам говорить, насколько болезненно воспринимают любое закрытие школ жители населенных пунктов. Какова в данном вопросе позиция администрации области?
- Основной принцип развития системы образования таков - каждый учащийся, вне зависимости от того, живет ли он в крупном городе или на селе, имеет право получать образовательные услуги стандартного качества и объема. А раз имеет право ‑ то должен иметь и возможность.
Теперь ответим себе честно: можем ли мы предоставить образовательные услуги стандартного качества и объема ребятам из некоторых маленьких деревень и сел? Оснастить их все на современном уровне? Провести везде Интернет? Обеспечить современными, грамотными педагогическими кадрами? Ни одна страна мира, даже самая богатая, не может себе этого позволить ни с юридической, ни с финансовой точки зрения.
В нашей области в 2011 году сельские школьники составляли 18% от общей численности учеников средних школ. И их число сокращается. В то же время в городских школах наметилась тенденция к росту числа учеников. Так что если мы с вами говорим о перспективах развития сельских школ, то они, я уверен, определяются демографической ситуацией, развитием сельскохозяйственного производства, а также наличием или отсутствием транспортной инфраструктуры в каждом конкретном населенном пункте.
Ситуация осложняется еще и тем, что мы обязаны выдерживать федеральный стандарт численности учеников в т.н. класс-комплектах. Для городских школ ‑ это не менее 25 учащихся в классе, а для сельских не менее 15 учеников. А как этот стандарт соблюсти, если в селе, например, живут всего-то 10-12 ребят школьного возраста?
Это одна из причин того, что реструктуризация сети сельских общеобразовательных учреждений проходит более интенсивно, чем городских.
При этом хотел бы напомнить, что создание, реорганизация и ликвидация общеобразовательных школ относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Так записано в Законе РФ «Об образовании». И святая обязанность именно глав ОМСУ ‑ обеспечить формирование эффективной и доступной сети общеобразовательных учреждений, развитие во всех муниципальных образованиях опорных базовых школ, ресурсных центров, в которых должны быть сосредоточены лучшие учебно-материальные и кадровые ресурсы.
В эти школы необходимо обеспечить подвоз всех учащихся, желающих получить образование более высокого качества. Сегодня у нас имеется для этого автопарк, позволяющий обеспечить транспортную доступность в ресурсные образовательные центры для 98,3% учащихся. По России этот показатель составляет 85%.
- Владимирская область является одним из тех регионов РФ, где поручение Владимира Путина ‑ сравнять среднюю зарплату педагогических работников со средней по экономике региона ‑ было выполнено еще год назад. Скажите, эта тенденция и дальше будет сохраняться? Какими дополнительными выплатами сможет порадовать работников образовательных учреждений областной бюджет?
- Действительно, за прошедший год зарплата учителей возросла на 30 процентов, достигнув в конце 2011 года 16975 рублей. Это даже несколько превышает величину среднемесячной зарплаты работников в целом по экономике области. В первом полугодии 2012 года средняя зарплата учителей составила 17642 рубля, таким образом, она подросла еще на 21 процент.
Кроме того, нам удалось увеличить на 20 процентов заработную плату воспитателям дошкольных образовательных учреждений, на 50 процентов - медработникам в системе образования и на 13 процентов - всем педагогическим работникам образовательных учреждений.
Сегодня перед нами стоит новая задача ‑ довести в 2012 году среднюю заработную плату педагогических работников учреждений общего образования до средней зарплаты в регионе. Это поручение Президент РФ сформулировал в Указе от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Дополнительные средства для решения этой задачи предусмотрены в областном бюджете.
- Николай Владимирович, в нашей области немало делается для социальной поддержки педагогов: сохранены ранее действовавшие региональные надбавки, выплачивается дополнительное вознаграждение за классное руководство, предоставляются меры социальной поддержки педагогам, работающим в сельских школах, по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения, электроснабжения. Введены дополнительные выплаты молодым педагогам. Лучшим учителям-новаторам присуждаются губернаторские гранты. Совсем недавно областная администрация разработала и обнародовала схему, по которой молодые педагоги ‑ для их привлечения в отрасль - смогут улучшить свои жилищные условия за счет ипотечного кредита. Расскажите об этом поподробнее?
- Действительно, постановлением от 6 июня 2012 года № 582 я утвердил долгосрочную целевую программу ипотечного кредитования учителей общеобразовательных учреждений Владимирской области на 2012-2015 годы. Координатором ее исполнения является департамент образования. Мы подписали Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету области на возмещение части затрат, которые у нас возникают из-за предоставления учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита.
Объем финансирования программы на 2012-2015 годы составляет почти 81,4 миллиона рублей. Более 21 миллиона ‑ это средства федерального бюджета. Почти 32 миллиона выделяет областной бюджет. 28,5 миллиона рублей ‑ это средства собственных источников участников программы. Мы рассчитываем, что в течение 4 лет действия программы по 25 учителей в год смогут улучшать свои жилищные условия.
- Вопрос по дошкольному образованию. Николай Владимирович, когда же, наконец, в прошлое уйдут очереди в детские сады? Почему в ряде муниципалитетов руководителям удается решать эту проблему, а другим их коллегам ‑ нет?
- Что касается дошкольного образования и очередности в детсады, то общая картина у нас вроде бы неплохая (данные в таблице).
Доля детей, посещающих ДДУ, к общему числу детей Владимирская область Россия
Все дети
дошкольного возраста 74,4 62,1
Дети от 3 до 7 лет 86,3 74,9
Дети от 5 до 7 лет 91,9 78,2


Кроме того, в 2012 году было дополнительно создано 2595 мест в ДДУ. В результате почти в 40% муниципальных образований очередность на устройство детей в дошкольные учреждения отсутствует.
На сегодняшний день около 5 тысяч детей нуждаются в устройстве в учреждения дошкольного образования. Основную долю не обеспеченных местами в детских садах составляют дети от 1 года до 3 лет (4,1 тысячи человек, это более 83% от общей очереди в ДОУ).
Считаю, что главной причиной того, что потребность населения в дошкольном образовании остается не до конца удовлетворенной, является невыполнение в отдельных МО области программных мероприятий, направленных на увеличение числа мест в ДДУ. Органы МСУ недостаточно эффективно используют среднезатратные механизмы создания дополнительных мест для дошкольников в общеобразовательных школах. При их уровне загруженности в 64 процента резервы есть. В ряде МО здания и помещения детских садов используются под начальные классы школ, как, например, в городах Александров и Киржач. В Суздале в этих помещениях расположены учреждения дополнительного образования детей, а в Петушинском, Судогодском и Камешковском районах - другие структуры и ведомства.
Для того чтобы полностью устранить дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, мы разработали и приняли долгосрочную целевую программу «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений Владимирской области на 2012-2015 годы». Она утверждена в прошлом году. На реализацию этой программы мы выделяем свыше 1,1 миллиарда рублей. В результате к 2016 году мы дополнительно введем 7000 мест для дошкольников и обеспечим дошкольными образовательными услугами всех нуждающихся граждан Владимирской области.
Уже в этом году мы планируем строительство семи детских садов. Из них в эксплуатацию в 2012 году должны быть введены три садика: во Владимире ‑ на 130 мест, в поселке Мелехово Ковровского района - 60 мест и в деревне Иватино Меленковского района - 130 мест.
Кроме того, планируется начать реконструкцию 13 зданий под детские сады и 10 из них ‑ завершить: в городах Александров, Собинка, Владимир, Вязники, Гороховец, Киржач, Костерево, в поселке Уршельский Гусь-Хрустального района, в селе Спасское Городище, поселках Сокол и Боголюбово Суздальского района, в деревнях Копнино и Драчево Селивановского района.
- И еще один вопрос - по высшему образованию. Не так давно два ведущих владимирских вуза были объединены в один. Вы были активным сторонником такого объединения. Устраивает ли вас место объединенного ВлГУ в системе подготовки кадров, качество этой подготовки, адекватность университета требованиям региональной и российской экономики? Что вы можете сказать об определенной политизации руководства ВлГУ, когда на высшие управленческие должности попадают люди, имеющие сравнительно скромные заслуги перед наукой и образованием, однако «удобные» с точки зрения мобилизации студентов и преподавателей как электорального ресурса?
- Абсолютно убежден, что решение по объединению двух вузов было верным и обоснованным. Но не всегда правильное организационное решение сразу подкрепляется конкретным результатом. Более того, это объединение было не подкреплено кадровым решением. Отстранили Морозова, сегодня исполняет обязанности ректора Саралидзе. Предстоят выборы ректора. Уверен, что на этом месте должен быть человек, который обладает необходимым жизненным и профессиональным опытом. Пока этого не произошло. Я рассчитываю, что выборы пройдут нормально. Но то, что происходит сегодня ‑ не на пользу университету. Однако окончательное решение ‑ за коллективом вуза. В сентябре будет дан старт избирательной кампании, и очень важно, чтобы люди, достойные руководить таким крупным научным и учебным заведением, получили поддержку коллектива.
Конечно, нельзя не замечать того, что происходит сейчас. В целом ряде случаев вопросы решаются не в интересах коллектива. В любом случае, оценкой работы вуза должна стать востребованность его выпускников в реальном секторе экономики, а также рост числа научных разработок работников этого вуза. Такая работа зависит в том числе и от научного опыта и авторитета руководителя вуза. С этим пока в ВлГУ произошел сбой.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:20 10 фактов незаконной охоты выявили инспекторы во Владимирской области
Речь идет о первом полугодии 2024 года, уточнили в Госохотинспекции Владимирской области. Всего проведен 861 рейд. Нарушения были выявлены различного характера.
вчера в 18:52 Служба занятости Владимирской области подвела итоги регионального этапа III Всероссийского конкурса профмастерства
Гусь-Хрустальный филиал кадрового центра «Работа России» стал победителем в двух номинациях.