Так считает заместитель председателя Молодежного парламента, студентка юридического института ВлГУ Дарья Иванцова. После каникул возвращается к работе и областной Молодежный парламент, где осваивают азы депутатской работы молодые представители муниципалитетов и общественных организаций. Молодежный парламент - это общественный совещательный орган, созданный несколько лет назад по инициативе губернатора Николая Виноградова. Он не уполномочен принимать законы. И все-таки девушки и юноши в Молодежном парламенте имеют возможность испытать все «прелести» депутатской работы. Впечатлениями о первом опыте законотворчества делится заместитель председателя Молодежного парламента, студентка юридического института ВлГУ (бывшего юрфака ВГГУ) Дарья Иванцова.
- Дарья, для вас это первый созыв Молодежного парламента. И тем не менее вы взялись за разработку целого законопроекта - «О содержании домашних животных во Владимирской области». Почувствовали, каково это - творить законы?- Я убедилась, что это адская работа. Да, мы взялись разрабатывать тему безопасного содержания домашних животных и еще прошлой осенью представили первый вариант проекта на пленарном заседании. Какие проблемы возникают сразу, когда начинаешь проект? Первая: установить, насколько актуален вопрос для нашей области, города. Мы установили: актуальность есть. Были случаи, когда на детей нападали собаки, были и примеры жестокого обращения с животными. Чаще всего причина - нарушение правил содержания животных. Решили вплотную заняться этим проектом. Сформировали рабочую группу. В нее вошли я, Мария Стрижак и Антон Дворов. Есть у нас и другие добровольные помощники. Многое мне пришлось делать самой. Сама по себе тема - непростая...
- В чем же трудности?
- Например, существует серьезная проблема с финансированием приютов для брошенных животных. И еще я поняла, что лично мне непросто работать над этой темой. Когда я начала в нее вникать, просматривать видеоматериалы о проблемах содержания домашних питомцев, где показывают страдающих животных, - это оказалось очень тяжело морально. Депутат должен быть объективным, но это не всегда получается.
- И какова дальнейшая судьба вашей разработки?
- Мы продолжили работать над проектом. Поняли, что есть «грешки» в терминологии. Очень уж разрозненные законопроекты на эту тему были до нас. Но мы понимаем, что должны привнести и что-то свое. В данном законопроекте многое мы поменяем кардинально. Мы должны учесть и проект закона «Об ответственном обращении с животными», который в Госдуме уже прошел второе чтение. И там был продлен срок внесения поправок.
- То есть вы и за процессом в Госдуме следите?
- Иначе нельзя, надо знать весь опыт законодательства. Из того, что мне хотелось бы привнести в проект и чего я пока у других авторов не видела - нормы, касающиеся заводчиков элитных животных. Это очень жестокий и не всегда честный бизнес. Законодательством нужно привлечь заводчиков к более здоровой конкуренции, но не за счет количества животных или злоупотребления условиями содержания.
- Возможно ли вообще отрегулировать здесь что-то законом?
- Убеждена, что возможно, но понимаю все трудности. Взять даже центральный момент - идею регистрации домашних животных, которая прослеживается и в федеральном законопроекте. Пока не найден правовой механизм, который будет стимулировать людей добровольно регистрироваться в качестве владельцев домашних животных. И кто будет регистрировать? Есть предположение, что это будет какой-то государственный орган. Но это новая структура, новые бюджетные расходы... Я отношусь к сторонникам того, что лучше не тратить огромные деньги на отлов или отстрел бродячих животных, а потратить их на предупреждение этой проблемы.
- Из раза в раз этот вопрос возникал и в предыдущих созывах. Часто и в обычном, взрослом, парламенте далеко не все активны, ходят не на все заседания. А у вас в Молодежном парламенте работа общественная, не оплачивается, не дает никаких льгот и дополнительных прав. Как в вашем созыве решается проблема активного участия всех депутатов в работе?
- Работы всегда много, и при желании есть очень много направлений. Я не понимаю, зачем приходить в парламент и затем просто числиться. Однако и в нашем созыве из 45 депутатов собираются на те или иные дела (кроме пленарных заседаний) - человек 25, а то и 15. Ребят из муниципалитетов вообще трудно вытащить во Владимир. Многие депутаты работают, им трудно отпроситься на заседание. В Интернете совещания проводить проще и быстрее. А с пятерыми, кто вообще уклонился от работы в Молодежном парламенте, мы расстались. Они заменены другими представителями. Мера жесткая, но необходимая. Ведь чем больше задействовано «рабочей силы», тем больше проектов мы можем воплотить.
- Значит, по-прежнему во многом работа падает на группу активистов?
- У нас нет аппарата, как в Законодательном Собрании. Несмотря на то, что рассылаем информацию депутатам по электронной почте, мы еще и обзваниваем всех, если надо собраться или сообщить важные новости. Один секретарь должен обзванивать более 40 депутатов. Приходится помогать и нам, заместителям председателя. Так что над системой оповещения о наших планах надо еще работать.
- У вас ведь созданы комитеты в Молодежном парламенте?
- Да, мы по традиции распределились по комитетам. Но за год работы убедились, что более эффективны рабочие группы по проектам. Одной из таких стала рабочая группа, куда вхожу и я. Наша группа занимается юридически грамотным оформлением на бумаге идей и проектов, ведением документации.