Меня позвала в Тарусу Марина Цветаева. Захотелось увидеть места, где прошли «золотые деньки», откуда родом многие ее поэтические образы и где она, согласно «завещанию», хотела бы лежать. Почему именно Таруса стала центром притяжения творческой интеллигенции? Бесспорно, окские пейзажи летнею порою прекрасны. Но ведь Ока ‑ большая, и старинных городков, сохранившихся в почти первозданном виде, по ее берегам немало…
«Петухи одни да гуси»Таруса находится на границе Калужской области. Противоположный берег Оки ‑ это уже Тульская земля. Путь из Москвы на общественном транспорте занимает около трех часов. Относительная близость к столице, думается, способствовала ее популярности у московской богемы. Утром ты еще в городе, а вечером ‑ в совершенно другом мире, где воздух напоен ароматом хмеля, разросшегося у воды, над рекой встают туманы, а глазу с высокого берега открываются необъятные дали в розовых лучах заходящего солнца.
Жизнь в Тарусе как будто остановилась сто лет назад. Это до сих пор деревянный город, где нет соперников доминанте ‑ колокольне Петропавловского собора. Уютные домики за зелеными кущами фруктовых садов и даже современные дорогие особняки не бросаются в глаза.
Асфальт на улицах - здесь большая редкость. Большинство же городских дорог, даже с такими гордыми названиями, как проспект Пушкина, просто посыпаны щебенкой, а кое-где и вовсе заросли бурьяном, в котором бродят, как в песне на слова Заболоцкого, петухи да гуси. Зато вдоль домов - выложенные плиткой тротуары. Такое вот благоустройство.
Центральная площадь ‑ это пешеходная зона, о которой владимирцам остается только мечтать. Тут вся городская жизнь: торгуют сувенирами, катают на лошадях, дети осваивают роликовые коньки, взрослые прохлаждаются у фонтана.
Названы улицы Тарусы в честь революционных деятелей, и кампания по их переименованию этот городок не затронула. В центре властвуют Маркс, Ленин, Роза Люксембург с соратниками. А вот имена прославивших городок Паустовского и Цветаевой увековечены на задворках.
Советскому прошлому тарусяне остаются привержены и в торговле, и в сфере общественного питания. Есть, например, в городе бар «Ока» (одно из пяти городских заведений). Главное его достоинство ‑ это терраса, с которой открывается великолепный вид на окские просторы. Открыт он до полуночи, несмотря на то, что еда там кончается еще до шести вечера. Кухня, обслуживание и порядки - «назад, в СССР».
«Вкусное» здесь - узнавание вошедших в литературу и художественную культуру уголков и видов, проживание описанных любимыми авторами впечатлений.
«Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева»
Марина Цветаева высится над Окой в полный рост, босая, в длинном платье. Удачный памятник, почти без постамента, появился в Тарусском парке в 2006 году. Стоит она над обрывом, обращенная в сторону дачи «Песочное», «утраченного рая», где прошло ее детство. Деревянный дом над Окою с 1892 года арендовал на лето отец Марины Иван Цветаев. Сейчас там пансионат, но на прежних местах ‑ поросшие березами косогоры, живописный Почуевский овраг, названный юной Мариной «долиной грез», описанное ею хлыстовское кладбище, где теперь покоится художник Борисов-Мусатов, полгода проживший в их тарусском доме.
А чуть ниже, на тропинке, ведущей из Тарусы в сторону бывшей дачи «Песочное», - камень с надписью: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Это место она обозначила в рассказе «Хлыстовки», написанном в эмиграции. Впервые ее пожелание исполнили в 1962 году, но во времена застоя камень убрали. Вновь он появился на этом месте в 1988-м.
В центре городка, в доме Тьо, где любила бывать Марина, работает музей Цветаевых. Здесь вам откроют двери в комнату дедушки, расскажут о семейных традициях, покажут портреты друзей Цветаевых, среди которых, например, Елена Дьяконова, больше известная как Гала, муза и супруга Сальвадора Дали. Здесь понимаешь, почему душа Марины все время рвалась в Тарусу. Это место, где ей было хорошо, где все ее любили, стремились угостить и приласкать, где все вокруг радовало глаз и было «своим», понятным и близким. Этот добрый мирок детства в памяти каждого человека остается эталоном счастья. Для Марины Цветаевой им стала Таруса.
Паустовский - первый почетный гражданин
А вот другой «певец» Тарусы Константин Паустовский полюбил этот городок уже в зрелом возрасте. Он был вынужден покинуть свою «творческую лабораторию» в Мещере после того, как его начали там осаждать поклонники и не было уже возможности даже спокойно выйти к реке с удочками. «Зачем вы пишете о местах, в которых живете?», - ругал его Пришвин. Паустовский соглашался, но как только обосновался в Тарусе, принялся за старое. Уже на следующий год в «Правде» вышло его «Письмо из Тарусы» в защиту малых городов. После него в городе появились водопровод, электроподстанция, асфальт до областного центра и даже план превращения провинциального захолустья в курорт. За это тарусяне благодарны писателю по сей день. В этом году на бульваре над Окой установили ему памятник. А в 1967-м Паустовский стал первым почетным гражданином Тарусы.
В доме, где он трудился на протяжении 13 лет, три месяца назад открыт музей, возглавляет который Галина Арбузова ‑ дочь третьей жены писателя. Она сама ведет экскурсии ‑ по-родственному тепло, показывает кабинет, рабочий стол и печатную машинку, удочки, книги. О каждом предмете есть история. В одной из комнат ‑ старинная репродукция с рисунка Матисса ‑ портрет Лидии Делекторской, музы художника, которая перевела сочинения Паустовского на французский и познакомила с ними европейцев. Внучка священника из усадьбы Танеевых в Маринино (ныне Ковровский район Владимирской области) бывала в этом доме - и не с пустыми руками. О ней напоминают и книги Паустовского, изданные во Франции.
В саду, где, как и при жизни писателя, много цветов ‑ застекленная беседка, в которой он каждый день в шесть утра принимался за работу. Внизу ‑ приток Оки речка Таруска с переменчивым характером. В ней любил купаться и рыбачить Паустовский. Тропинка вдоль реки ведет к городскому кладбищу, на краю которого над обрывом ‑ могила писателя.
Сокровища
Поленова
Последний приют неподалеку от Тарусы нашел и художник Василий Поленов. В его имение на противоположном берегу Оки туристов переправляет прогулочный катер. Там сохранились просторный дом, спроектированный самим живописцем и прекрасное собрание картин: Репин, Саврасов, Васнецов, Левитан и, конечно, сам Поленов ‑ всего около 700 работ. В интерьерах все, как при жизни художника: мебель, посуда, книги, многочисленные коллекции египетских артефактов, французских изразцов, вырезок из журналов, старинных предметов крестьянского быта. Этот дом не был разорен в революцию. По счастью, даже после смерти Поленова им управляли его потомки. Вот и нынешний директор музея-заповедника ‑ правнучка художника Наталья Поленова, настоящий хранитель родового гнезда. Наверное, оттого и атмосфера в нем ‑ не казенная.
На соседнем холме в селе Бехово Поленов построил церковь. Ее стройный силуэт виден аж из Тарусы. Здесь художник любил работать, эти места запечатлены на картине «Золотая осень» и многих других пейзажах. Стоя на этой круче, прозванной Поленовым откосом Любви, видишь, что Земля действительно круглая. Здесь же, на маленьком сельском кладбище, и похоронен живописец. Над его могилой ‑ деревянный крест, рядом ‑ рубленая часовня, как на одной из его картин.
«Русский
Барбизон»
Таруса и окрестности ‑ источник вдохновения и для современных художников. Многие из них выставляют у ворот домов свои работы: то козлик в стиле «наив», то ежик в человеческий рост, вырезанный из ствола дерева. Местные дизайнеры-любители ‑ народ общительный. Когда из окон своих домов они замечают, что прохожие проявляют к их художествам интерес, выходят и доброжелательно знакомятся.
Впрочем, местное население потихоньку вытесняется московскими дачниками, которым теперь принадлежит едва ли не половина домов в Тарусе. Названная еще Паустовским русским Барбизоном по аналогии с деревушкой под Парижем, облюбованной французскими живописцами, Таруса по сей день сохраняет этот статус. Здесь течет бурная культурная жизнь с многочисленными музыкальными фестивалями, поэтическими праздниками, пленэрами всероссийского масштаба. Даже наш Суздальский фестиваль анимационного кино зародился именно в Тарусе. В окрестностях городка по берегам Оки - масса отелей и баз отдыха на самый взыскательный вкус, прокат лошадей, катеров и даже самолетов, все условия для рыбалки.
Но самому городку явно не хватает критического взгляда и острого пера Паустовского, любившего его всем сердцем и открывшего Тарусу для советской творческой братии. Думается, что именно его гостеприимству и литературному дару Таруса обязана второй волной популярности, «питающей» город по сей день.