О том, каким было прошедшее лето для спасателей, рассказал и.о. начальника Главного управления МЧС России по Владимирской области Сергей Павлов.
Укрощенный огонь
Очагов природных пожаров в этом году было в 6 раз меньше, чем в прошлом, - 57 против 379. Заметно уменьшилась и их общая площадь - с 330,4 га до 14,88 га. В 15,5 раза! Вдвое сократилась и средняя площадь пожаров. Практически не горели торфяники. Два очага возгорания общей площадью 0,31 га успешно ликвидировали. В тот же период в прошлом году торфяники горели 165 раз, а площадь пожаров составляла 47,7 га.
Сыграли свою роль и погодные условия: несмотря на жару, торфяники практически не пересыхали. Но и меры противопожарной безопасности, резко усиленные после буйства огненной стихии 2010 года, внесли свой немаловажный, если не определяющий вклад в дело сохранения лесов. Оправдала себя программа подтопления торфяников и активное наращивание средств и сил противопожарной защиты. Только национальный парк «Мещера» получил около 20 единиц новой техники. Оснащение оперативных мобильных бригад позволило своевременно обнаруживать и ликвидировать очаги пожаров, не допуская их разрастания. В пожароопасный период леса области ежедневно мониторили около сотни патрульных бригад, проводились воздушные разведки. Следить за пожароопасной обстановкой помогал и космос. К системам космического мониторинга получили доступ не только соответствующие областные структуры, но и муниципалитеты. Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и меры репрессивного характера.
- Когда штрафы за нарушение требований к проведению противопожарных мероприятий увеличились на порядок, многие должностные лица всерьез задумались, а стоит ли этим пренебрегать, - считает Сергей Павлов.
В доказательство правильности линии на ужесточение ответственности и.о. начальника Главного управления МЧС России по региону привел не вполне политкорректный, но убедительный аргумент. Сравнение с помощью систем космического слежения пожароопасной обстановки на Дальнем Востоке. Государственная граница с Китаем будто разделяет не только государства, но и климатические зоны. По российскую сторону пылают леса, по другую - обстановка совершенно спокойная. На самом деле разница определяется не погодой, а разной степенью ответственности и порядка. Уже ни для кого не секрет, что некоторые таежные пожары - результат поджогов с целью скрыть незаконные рубки леса. Вряд ли стоит брать пример с восточного соседа и рубить головы, но порядок в лесном хозяйстве наводить необходимо.
Человеческий
фактор
У нас в регионе, правда, такого размаха лесного беспредела не замечено. Пожарами мы все больше обязаны охотникам и грибникам, забывающим правила поведения в лесу и оставляющим незатушенные костры. Однако были и случаи, когда огонь перекидывался на лес с горевшей свалки и с лесопилки, где неудачно попытались сжечь производственный мусор. Но в основном опасность исходит от отдыхающих. Кстати, в этом году номера машин, въезжавших в лес, переписывались на специально выставленных постах. Эта мера, судя по результатам года, оказалась действенной профилактикой.
Лес может быть опасным не только в сезон пожаров. В течение весенне-летнего сезона спасатели 23 раза выезжали на розыск пропавших в лесу людей. Большинство заблудившихся были счастливо найдены живыми. Но двоих пропавших не нашли до сих пор. Еще двоих нашли, когда было поздно. Большинство «потеряшек» - дачники пожилого возраста, не знающие леса и правил поведения в нем. При этом бабушки и дедушки, не отличающиеся отменным здоровьем и не умеющие ориентироваться, берут с собой по грибы и ягоды еще и детишек. А вот мобильные телефоны упорно забывают дома.
Окончание на 2-й стр.
Начало на 1-й стр.
И почему-то очень часто по грибы и ягоды эти люди отправляются под вечер. Когда темнеет, начинают плутать. Ночь в лесу - и для здорового человека испытание, а для пожилого ночные температуры могут оказаться критичными. Спасатели уже устали предупреждать о том, что в незнакомом лесу легко заблудиться. Бесполезно, не действует. Просят об одном: идете в лес, возьмите с собой сотовый, вас быстрее найдут, вычислив местоположение телефона.
Пожароопасный сезон завершится официально только в октябре. Работ у пожарных еще достаточно: необходимо проконтролировать вывоз и сжигание осеннего мусора, отследить, чтобы по максимуму была выкошена трава вокруг населенных пунктов, чтобы сухостой не обернулся причиной страшных весенних пожаров. Беспокоят специалистов МЧС и крупные коммерческие объекты: количество техногенных пожаров хоть и снижается, но каждый из них представляет серьезную опасность для жизни людей.
А вот к образовательным учреждениям претензий у пожарных почти нет.
- Мы начали проверку школ и детских садов, не дожидаясь даже окончания учебного года. Серьезных нарушений не обнаружили. Есть небольшие нарушения в текущей деятельности, в порядке оформления документации, но они из разряда таких, что устраняются в ходе проверки, - рассказал Сергей Павлов.
Откупались
Вместе с пожароопасным сезоном завершился и сезон купальный. Водная стихия оказалась кровожаднее огненной. На водоемах Владимирской области погибло 60 человек. В том числе четыре ребенка. Чаще других на воде гибли жители областного центра. По опыту спасателей, в 90% случаев причиной трагедии становится алкоголь. Тонут и «перебравшие» пловцы, и ныряльщики, не рассчитавшие своих сил, и «хорошо отдохнувшие» рыбаки. На днях одного такого выловили из реки: запутался в сетях, не смог выбраться, а переохлаждение в осенней воде наступает очень быстро.
Стоит отметить, что в этом сезоне, к чести спасателей, а заодно и властей различного уровня, работа по усилению безопасности на водоемах велась для людей, а не для отчетности. Под контроль были взяты все места массового купания, а не только «официально разрешенные». В выходные дни дежурства спасательных бригад организовывались на самых разных водоемах. Областными властями поставлена задача превратить такие места в нормальные и безопасные пляжи. Работа продолжится и в следующем году. Есть свои сложности. Например, «подвисли» в бюрократической паутине Улыбышевские карьеры. Вроде бы готовы принять участие в их облагораживании и областной центр, и власти Радужного, но наличие нескольких собственников и вопросы подведомственности - серьезное препятствие для того, чтобы на законных основаниях финансировать благоустройство пляжа, строительство медпункта и спасательной станции. И это еще не все. В реестре водных объектов этот водоем и вовсе отсутствует. Вот так, он есть и люди там вовсю купаются, но в то же время его нет. По бумагам. Есть только карьер, но не водоем. И за то, что в этом году там обошлось без жертв, стоит поблагодарить спасателей, которые дежурили на «несуществующем» водном объекте.