В минувшую среду в рамках Фестиваля фестивалей «У Золотых ворот» Архангельский государственный театр драмы представил на суд публики и жюри свою версию комедии Островского «Лес». Артисты с родины Ломоносова так старались насытить постановку древесной породой, что к концу спектакля изрядно утомили - пеньки, козлы, топоры, массивная мебель и даже бензопила были явно необязательным антуражем.
Постановку архангельцев можно смело назвать спектаклем на колесиках. Двигающиеся декорации, в том числе выкатывающиеся бревна, стога и лодки, сначала удивляют и смешат, потом раздражают. Обилие «художественных находок» в оформлении отвлекает думающего зрителя от Островского, от артистов и их игры, но радует тех, кто пришел на шоу со спецэффектами.Впрочем, те актеры, кто действительно владеет ремеслом, в подобном антураже не нуждаются и, более того, - прорвутся через него к своему зрителю. И такие актеры в архангельском театре, несомненно, есть. Хочется отметить работу Михаила Кузьмина, сыгравшего недоучившегося гимназиста Алексея Сергеевича Буланова. Алексис в его исполнении так же нелеп, глуп и тщедушен, так же злопамятен и властолюбив, каким его, кажется, задумал драматург Островский. Удивительное попадание в образ не портят даже ужимки, прыжки и прочие вольности (вплоть до скидывания порток), сделанные на потребу публике.
Дуэт Михаила Кузьмина и заслуженной артистки России Людмилы Быновой (она сыграла Раису Павловну Гурмыжскую) сложился очень удачно. Нелепость брака престарелой помещицы, скрытой эротоманки, как сказала бы мадам Хоботова, и глупца нежных юношеских лет сквозит в каждой их совместной сцене. Они есть явное «порождение крокодилов» - истинная мерзость и пошлость дремучего леса! Кстати, сама по себе пьеса Островского «Лес» четко раскладывается на пары, считай - на готовые дуэты. Вот Гурмыжская и Буланов, вот Аксюша и Петр Восмибратов, Аркаша Счастливцев и Геннадий Несчастливцев... Однако именно игра Быновой и Кузьмина видится дуэтной работой, классной, профессиональной.
Справедливости ради, однако, стоит отметить, что это не единственные «перлы» спектакля - удачны были и другие образы, созданные архангелогородскими служителями Мельпомены. Александр Дунаев, сыгравший Ивана Петрова Восмибратова, торговца лесом, сумел показать всю удаль русского купеческого сословия, его жестокость и скопидомство. Хорош слуга Карп (артист Андрей Калев), неплохо справилась с материалом молодая актриса Мария Новикова (Аксюша)...
Многим зрителям архангельский «Лес» не понравился. Особенно неудачен, по их мнению, финал с бензопилой, да и все второе действие «загублено». Кто-то, кстати, появления на сцене инструмента и развязки так и не дождался - покинул театр во время антракта. Нет, конечно, были, были удачные моменты в постановке, и надрыв был, и чувство, и «отдельные горошины» тоже ничего. Не было только спектакля, достойного главного приза фестиваля «У Золотых ворот» - хрустальной шапки Мономаха.