Определились города, принимающие чемпионат мира по футболу в 2018 году. Среди них Москва, Казань, Нижний Новгород, соединенные трассой М-7, на которой расположен и Владимир. Что перепадет нашему региону от этого праздника жизни, на котором, как пообещал Владимир Путин, никто не останется чужим?
Прибыльная географияИтак, стартовый расклад. Мы не принимаем ЧМ (оно, может, и к лучшему), но мы очень удобно расположены географически. Федеральная трасса Москва - Казань проходит через Владимир. «Железка» от столицы к Нижнему Новгороду и Казани тоже идет через нашу область. Мы удобно расположились между тремя городами, принимающими чемпионат. Самое малое, на что можно рассчитывать, - расширение шоссейной трассы, появление новых развязок и объездных дорог. Наглядный пример ‑ трасса «Дон». Владимирцы, которым регулярно «в Москву по делу надо», могут мечтать о том, как после ЧМ рассосутся пробки в Балашихе. Жители Лакинска и Юрьевца ‑ о новых подземных и надземных переходах. Обитатели областного центра - о появлении Северного объезда и реконструкции Южного. А суздальцы (ну как же туристам не показать Суздаль!) - о нормальном шоссе с хорошей пропускной способностью. Что из этих мечтаний сбудется ‑ увидим в 2018 году. Однако до этого придется лет шесть пожить на стройке и почертыхаться на временные пробки из-за дорожных работ.
Конкретные планы федеральных дорожников пока не известны никому. Скорее всего, они только верстаются.
- Мы направили письма с запросом о перспективах федеральных дорог, проходящих через область, и планируемых на них работах в Федеральное дорожное агентство, - рассказал заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Андрей Несмелов. - Ответы ожидаем получить через полмесяца. Изучим и будем со своими пожеланиями выходить на владельцев дорог, Росавтодор. У нас налажено нормальное взаимодействие с федеральными структурами, и когда бюджетные возможности позволяют, то федералы учитывают интересы субъектов.
Правда, переписку с федералами в обоснование необходимости реконструкции дороги на Суздаль и Южного обхода Владимира областные чиновники уже активно ведут, а деньги государство выделять не торопится. Однако есть надежда, что в преддверии мирового футбольного праздника оно окажется щедрее.
- Если говорить о Южном обходе, то 30% участка ‑ дорога 2-й категории, с пропускной способностью ниже уже существующих потребностей. Рост трафика объезд уже не потянет. Разумеется, мы будем использовать такой шанс как мировое футбольное первенство, чтобы добиваться реконструкции объезда и дороги на Суздаль, разгрузив тем самым другие региональные дороги.
Пряники будут, но всем не хватит
Готовятся к ЧМ-2018 и железнодорожники.
- Совместно со специалистами Горьковской железной дороги проведено обследование путей, осмотрены места их пересечения в одном уровне с автодорогами, - поделился с газетой другой заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Николай Теняков. - Там запланировано строительство путепроводов, посчитаны примерные сопутствующие расходы на строительство подъездов и перенос коммуникаций. Насколько мне известно, свои предложения ГЖД уже направила в правительство. Ждем утвержденного перечня объектов, точного объема и источников финансирования. Скорее всего, строительство путепроводов и сопутствующей инфраструктуры будет оформлено федеральной программой, предусматривающей софинансирование из федеральной казны и регионального бюджета.
Возможно, через какое-то время автомобилистам уже не нужно будет на переездах пережидать проходящие поезда. Сами же поезда станут более скоростными. Глядишь, до Курского вокзала будем добираться за час. Главное, чтобы по ценам железнодорожный транспорт остался доступным, что в условиях монополии ‑ не факт.
Однозначно улучшится качество связи, новый импульс получат и цифровые технологии.
Так или иначе, инфраструктурные бонусы мы все же с ЧМ поимеем. Для региона, инвестиционная привлекательность которого, а следовательно, и экономические перспективы завязаны на логистических преимуществах, ‑ это выигрышный билет.
А вот с остальными отраслями ‑ все неоднозначно. Вряд ли что-то от большой стройки перепадет на долю региональным строителям. Даже временные рабочие места. Скорее всего, их займут какие-нибудь гастарбайтеры. Как это было во Владивостоке и в Сочи.
Хотя огорчаться, что гороховчанам не дадут потаскать кирпичи на нижегородских объектах, вряд ли стоит. Не предел карьерных мечтаний для наших земляков. Теоретически вероятно, что вырастет спрос на произведенные в регионе стройматериалы. На практике же может оказаться, что все заказы разойдутся по «своим» поставщикам, среди которых владимирских компаний не будет. Что еще? Ах да! Туризм, «наше все».
Туристам -
дороги
С туризмом проблематично. Основной поток околофутбольной публики минует нас транзитом: на самолетах и по железной дороге. Нам останется лишь та часть, в основном отечественных, болельщиков, что направится на ЧМ из Поволжья в Москву, или из Москвы в Поволжье автотранспортом. Трехнедельная миграция фанатов вдоль трассы М-7 даст только разовый рост доходов предприятиям придорожного сервиса. Гораздо большее влияние на его развитие окажут не эти клиенты, а улучшение состояния самой трассы и увеличение ее пропускной способности.
- У нас и сейчас придорожный бизнес на трассе М-7 развивается неплохо. По сравнению с «Ярославкой» ‑ просто отлично. Есть и кафе, и заправки, и магазинчики, и стоянки с туалетами. Будет постоянный спрос на новые предприятия и новое качество ‑ будет и предложение, - считает заместитель директора департамента по физической культуре, спорту и туризму Владимир Панов.
Основная забота областных властей ‑ организовать места бюджетного размещения туристов. Из-за проблем с землей и ее дороговизной в признанных туристических центрах с этим возникают сложности. Тем не менее есть и первые достижения. Появились кемпинги у села Бабаево (на территории спортивно-оздоровительного центра «Олимп») и в Суздале. Суздальский кемпинг подходит для путешествуюших в «автодомах». Появилась возможность поселиться за небольшие деньги в одной из суздальских гостиниц. Работа в этом направлении велась и ведется вовсе не в связи с ЧМ, но и футбольным фанатам, не отягощенным распухшими кошельками, будет где остановиться на привал.
- Нужно понимать, что футбольные болельщики ‑ особая категория. Их интересы сосредоточены на игре. Хотя мы, конечно, готовимся к чемпионату в расчете на ту часть гостей, которая между играми своей команды желает познакомиться с достопримечательностями принимающей чемпионат страны. Сделаем все, чтобы организаторы включили в программу экскурсии в Муром, Гороховец, Суздаль и Владимир, - заверил Панов. - О долгосрочном же положительном влиянии на развитие туристической отрасли можно будет говорить, если после чемпионата появятся такие трассы, что дорога во Владимир и Суздаль из Москвы будет занимать 2-3 часа, а не 5-7, как сейчас.
- По опыту других стран, большинство экспертов сходятся в том, что инвестиционные и операционные затраты на проведение крупных спортивных мероприятий оказываются значительнее запланированных, а ожидаемая быстрая экономическая отдача ‑ весьма сомнительной. В то же время мало кто оспаривает долгосрочную выгоду от подобных мероприятий, правда, с оговорками про грамотное стратегическое планирование.