5 октября 2012 в 02:06

Трудный путь во взрослую жизнь

Фото: Ирина ИГНАТОВА.
Как решаются проблемы обучения и трудоустройства детей-инвалидов Если раньше в нашем обществе было принято не замечать детей с ограниченными возможностями, то в последние годы все больше внимания уделяется их проблемам, в том числе и образованию. «Мир равных возможностей» открывается перед ними с детского садика, где сегодня организуют специальные группы или, что намного реже, устраивают малышей в общие. Для школьников внедряют дистанционные формы обучения, когда учитель появляется на экране и объясняет новую тему, проверяет домашнее задание по скайпу. В дальнейшем ребята с различными, даже самыми тяжелыми заболеваниями, могут получить профессиональную подготовку. Однако проблем с получением образования остается немало.  
Сердце
отдано детям
…Привычно звенит звонок на урок в профессиональном лицее № 39. Ребята расходятся по кабинетам и мастерским. Мастер производственного обучения Наталья Сорокина учит ребят профессиям портного и закройщика 25 лет. Из них пять последних занимается с детьми-инвалидами. В прошлом году стала победителем областного конкурса «Мастер года» в номинации «Сердце отдаю детям». В этом году вошла в десятку лучших мастеров производственного обучения на областном конкурсе и завоевала право на получение гранта в 40 тысяч рублей.
- В 2008 году я попала на Всероссийскую научно-практическую конференцию, которая проходила в Московском социально-гуманитарном институте. Этот вуз для инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы. Так я впервые столкнулась с проблемами инвалидов.
Тогда еще Наталья Сорокина не знала, что скоро в ее лицее пройдет реорганизация и ей придется самой реализовывать инклюзивное образование, работать с выпускниками коррекционных школ-интернатов, детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Многое пришлось изменить в моей работе, - говорит она. - Пересмотрела весь свой методический арсенал, изучила всю информацию, выложенную в Интернете. Теперь я не только продолжаю учить, но и сама учусь у детей с инвалидностью любви, толерантности, терпимости. Для каждого ребенка важно, чтобы его уважали, хвалили за успехи. Особенно, если ему приходится преодолевать трудности. «Ты же можешь все!» - часто говорю я своим ученикам. И они верят. Постепенно, от простого к сложному, каждый в своем темпе, движемся вперед! Индивидуально с каждым работаю.
Вроде бы не очень-то интересно каждый год рассказывать и показывать одно и то же, повторять и объяснять все по нескольку раз - так думала Наталья Константиновна раньше. Однако вскоре поняла, что ошибалась.
- Ведь моя профессия ‑ это еще и человековедение, - поясняет она. - Детей с ограниченными возможностями не становится меньше, и потому важно помогать каждому из них найти свой путь.
Экзамены на преодоление
Второй год Наталья Сорокина работает с ребятами ‑ выпускниками специализированной школы-интерната. У всех ‑ сложные дефекты здоровья. К каждому нужен особый подход.
- Одна девочка весь учебный год не разговаривала, однако все задания выполняла, - рассказывает мастер. - Каково же было мое изумление, когда во время выпускного экзамена она заговорила - стала отвечать на вопросы членов экзаменационной комиссии и в итоге экзамен сдала на «пять». Не знаю, кто из нас больше радовался этому результату ‑ она или я.
Шьют ребята сначала самое простое ‑ постельное белье, ночные сорочки, пижамы, халаты. Затем перечень изделий усложняется - платья, юбки, брюки. Для души ‑ мягкие игрушки.
В новом проекте Федерального закона «Об образовании» исключается система начального профессионального образования, по которой многие дети, в том числе из малообеспеченных семей и дети-сироты, имели возможность получить сразу несколько рабочих профессий бесплатно. Теперь понятие «начальное профессиональное образование» заменено «профессиональной подготовкой». Различие ‑ в сроках и, к чему лукавить, качестве обучения. Училища и лицеи закрывают повсеместно. Скоро останутся лишь техникумы и колледжи. После нескольких объединений, сначала с ПУ № 25, а затем с ПЛ № 49, с 1 сентября ПЛ № 39 называется профессиональным лицеем сферы услуг.
Выдержать ритм и выполнить норму
Сегодня ребята с ограниченными возможностями в течение года учатся бесплатно, обеспечиваются бесплатным питанием и получают стипендию 464 рубля. А те, кто хорошо учится, ‑ по одной тысяче рублей.
- Однако меня беспокоит то, что дети с ограниченными возможностями обучаются только один год, - говорит Наталья Сорокина. - Хотя для них курс должен длиться не менее трех лет. В этом году группу ребят-инвалидов мы взяли на второй год обучения на платной основе ‑ по настоятельной просьбе родителей.
- Естественно, у таких ребят возникают трудности с трудоустройством, - продолжает мастер. - Бывает даже из-за возраста, ведь некоторые приходят к нам учиться в 14-15 лет. Они еще маленькие. Кроме того, им нужны особые условия: сокращенный рабочий день, перерывы. Устраиваются единицы, и мы, конечно, радуемся каждому такому случаю. К примеру, выпускницу прошлого года Катю Крючкову взяли работать на Кольчугинскую швейную фабрику. Несколько человек работают на обувной фабрике во Владимире. Те, кто выдерживает ритм работы и выполняет норму…
Благодарность за труд
- Мы благодарны за то, что хоть кто-то занимается нашими детьми, - говорит Людмила Владимировна, мама одной из учениц лицея. ‑ Пусть платно, лишь бы ребята имели возможность учиться и общаться. Быть запертыми дома страшно. К сожалению, общество безразлично относится к нашим проблемам. Мало кого интересует судьба детей с инвалидностью. В лицее дети научились неплохо шить, однако на городской ярмарке вакансий ни одна из организаций не готова была предложить им хотя бы какую-то работу.
За свой труд мастера производственного обучения получают более чем скромную зарплату. К сожалению, во время всех этапов повышения и «доведения среднего уровня зарплат педагогов до среднего в экономике» о мастерах, работающих в профессиональных лицеях, забывают, не включая их в разряд «учителей».
Живет «лучший мастер года» в частном доме без удобств. О том, чтобы кто-то из коллег получил какую-то субсидию на улучшение жилищных условий, Наталья Константиновна не слышала. Полагающийся ей за победу в конкурсе грант в 40 тысяч рублей, который почему-то до сих пор ей не перечислен, собирается потратить на ремонт крыши дома, в котором она живет вместе с дочерью-студенткой и старенькой мамой.

Комментарий эксперта
Светлана Болтунова, заместитель директора департамента образования области, куратор профессионального образования:
- Федеральной законодательной базы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья до сих пор нет. У выпускников специальных коррекционных школ-интернатов нет аттестата - документа о среднем полном образовании. Поэтому получить начальное профессиональное образование и соответствующий диплом они не могут. А вот получать профессиональную подготовку за счет своих или спонсорских средств - пожалуйста. В нашей области сделан серьезный шаг в этом направлении. По постановлению губернатора, таких детей мы учим по программе профессиональной подготовки на бюджетной основе один год. Дети получают стипендию и питание. Повторюсь, это областная наработка. Хотя заявления по образованию детей-инвалидов звучат с высоких трибун, федерального закона нет. Вопрос социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями ‑ актуальный и сложный. И решать его должна не только система образования, а работодатели, бизнес-сообщество. В советский период, если на предприятии создавались места для инвалидов, то следовали налоговые льготы. Сейчас этого нет. Научить-то мы ребят научим, а куда им идти работать?
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
вчера в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…