5 октября 2012 в 02:14

Школа - община, школа - семья

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА.
Ведущая педагогическая идея школы семейного типа - владимирского лицея-интерната № 1 - удачно вписывается в систему модернизации образования Школа по определению - один из самых консервативных институтов общества. И она всегда будет главной темой общественной дискуссии ‑ слишком уж важна ее роль для страны. Здесь, на школьной скамье, формируются и передаются от поколений к поколениям ценности нашего народа. Стандарты могут меняться бесконечно, как правила ударения в слове «йогурт», но традиции в условиях модернизации укрепляются еще больше. Отличный тому пример - владимирский лицей-интернат № 1.  
Лицеисты и воспитанники интерната
Здесь, кажется, все, как у всех: звонки на уроки и перемены, шебутные первоклашки, которые «выпускают пар» между уроками, солидные старшеклассники...
Ученики 10-го и 11-го профильных лицейских классов живут в стенах школы. Большинство из них приехали с разных уголков нашего края.
- Конкурс у нас всегда большой, - рассказывает директор лицея-интерната Павел Ширяев, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ. - Чтобы учиться в лицейских классах, нужно сдать экзамены. Мы ориентируемся на наших выпускников 9-х классов, которые заинтересованы в получении серьезного образования, на детей сельской интеллигенции, которые не могут в силу разных обстоятельств получить знания у себя дома. Поэтому они едут в областной центр.
Поступив в 10-й класс научного, физико-математического или гуманитарного профиля, придется поддерживать высокий статус лицеиста, быть образцом поведения для малышей.
Воспитанники интернатских классов также живут в школе. И их взаимодействие со старшими - главная идея.
- Лицеисты серьезно относятся к учебному труду. У нас есть 100-балльники по физике, химии и иностранному языку, а это большая редкость сегодня, - добавляет Павел Тезеевич. - Мы гордимся, что они поступают в ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга, получая серьезную предвузовскую подготовку. Но главное, что за ними тянутся наши малыши, они окружены заботой и вниманием старших. Есть ведь непростые ребята из неблагополучных семей, находящиеся под опекой. И мы, педагоги, вместе с лицеистами воспитываем в них все самое доброе и светлое.
Идея сотворчества, проживания одной семьей в большом доме уже не раз оправдывала себя. Гуманистическая воспитательная система семейного типа, лежащая в основе жизнедеятельности школы, научно обоснована Российской Академией образования. Директор Ширяев защитил кандидатскую диссертацию «Гуманистическая воспитательная система школы семейного типа». Есть и победы во всероссийских конкурсах: «Школа года» (1996 и 2008 годы), Гран-при фестиваля авторских школ РФ (1997 год), диплом конкурса воспитательных систем школ РФ (2002 год). Опыт школы представлялся в «Учительской газете», в российских и региональных материалах научно-практических конференций.
Большое внимание в свете новых реформ уделяется начальной школе. В прошлом году учреждение перешло на федеральные стандарты. Педагоги начальных классов под особым контролем и вниманием. Ученики имеют возможность заниматься в технически оснащенных кабинетах.
Школьный менеджмент
За будущим руководством современной школы - здоровый прагматизм и экономический подход. Государственных средств не хватает, поэтому нужно уметь налаживать отношения с бизнес-структурами. В лицее-интернате уже давно сотрудничают с шефскими организациями.
- У нас учреждение особого типа, - подчеркивает Павел Тезеевич. - Внимание со стороны властей есть, с их помощью у нас появилась новая спортплощадка, активно помогают депутаты. Но и бизнес заинтересован, нужно искать пути сотрудничества. 30 лет я руковожу школой, пройдя все этапы, и сегодня, как никогда, нужны спонсоры. Нужна реставрация здания, хорошо бы, чтобы у малышей появился свой блок...
В этом году первоклашек набрали в два раза больше. А значит, и ресурс должен соответствовать. Несмотря ни на что, все заявления нуждающихся на обучение в интернате приняли.
- Хотелось бы бассейн свой иметь, пока договариваемся с вузом: они у нас стадион занимают, а мы ходим к ним плавать, - добавляет директор школы. - Грядет и смена шефствующих предприятий. Выпускники начинают заниматься бизнесом, а подтолкнуть и помочь им в этом может муниципальная власть. Поэтому надеемся на дальнейшую поддержку мэрии.
Педагог-собеседник
Пожалуй, так много о школе не дискутировали никогда. Бесчисленные ток-шоу на телевидении, программы на радио, статьи в ведущих СМИ. Больше всего обсуждают не сам образовательный процесс, а стратегию современных родителей, которые чаще всего предпочитают не тратить время на «школьную рутину», а нанимать репетиторов, что «натаскают», «надрессируют» их ребенка на сдачу ЕГЭ. А как же люди и явления, которые воспитывают больше всего?
Содержание школьного образования живет, прежде всего, в учителях, в их личностях. Проводя много времени в стенах школы, за живым общением, ты больше впитываешь, нежели сидя дома за компьютером. Тем более, когда педагог, а после уроков - воспитатель - всегда рядом с нужным советом. В лицее-интернате № 1 очень сильный педагогический коллектив. Несмотря на появление государственного тестирования, когда нужно четкое знание фактов, а не развернутый ответ, здесь без своего мнения никуда.
Я училась в этом лицее. В гуманитарном классе. Очень хорошо помню наши уроки, выходящие за рамки школьной программы. И никогда преподаватель русского и литературы Нина Юрьевна Константинова, отличник народного образования, а ныне - завуч, не принимала переписанное нами мнение литературного критика. Она всегда говорила, что ей нужно именно наше мнение. Наверно, поэтому мы, лицеисты, носившие одинаковую форму, все же были очень разными в своих оценках и суждениях. И по сей день в этих стенах воспитывают индивидуальность, интересных и непохожих личностей. Педагог для нас всегда был собеседником, другом. Здесь умеют рассказать о предмете так, чтобы это было и про знание, и про жизнь.
- Семь человек в нашем коллективе - обладатели президентских грантов, - подчеркнул директор школы. - Стабильная команда, преданная делу, несмотря ни на какие сложности. Особенно молодежь.
Опережая
реформу
Мы любим школу за ту атмосферу, которая царит в ее стенах. Усилить положительные внешкольные влияния требуют и новые реформы. Но в этом отношении лицей-интернат, бесспорно, впереди. Есть те нововведения, которые вписываются в режим школы, а где-то даже копируют традиции.
- Мы сохранили всех педагогов дополнительного образования, работают театральная и хореографическая студии, - рассказывает Павел Ширяев. - Идея перенести урочную деятельность во внеурочную у нас реализовывалась всегда. Познавательная деятельность, праздники, лагеря, секции. Мы составляем индивидуальные карты занятости детей, в которых учитываются их пожелания, пожелания родителей и опекунов.
Не случайно девизом школы служит пушкинское: «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Накануне праздника хочется еще раз поблагодарить любимых педагогов за такт и терпение, за участие, за доброту.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:03 Завершается ремонт путепровода через железную дорогу в Камешкове
Открыть движение по мосту планируют в конце мая-начале июня, уточнили в пресс-служба правительства Владимирской области. Напомним, работы идут в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
вчера в 18:17 Начальник госветинспекции рассказал о новых правилах обращения с животными
На днях в региональном медиапространстве была распространена информация, что во Владимирской области изменился порядок отлова бездомных животных, а также о том, что теперь отлавливать животных могут лица, состоящие на уч…