В промышленном парке «Струнино» прошел «круглый стол» чиновников и инвесторов 58 млрд рублей - таков объем инвестиций в основной капитал во Владимирской области в 2011 году. Эту цифру озвучил первый вице-губернатор региона Иван Черных на «круглом столе», специально организованном для выяснения проблем и пожеланий наших инвесторов.
Место действия - промышленный парк «Струнино» в Александровском районе. Участники - чиновники, законодатели, представители крупных компаний («Ферреро», «Винербергер», «Ютекс-Ру», «Беко» и т.д.) и ресурсоснабжающих организаций.58 млрд - внушительная цифра, но администрация области не намерена останавливаться на достигнутом, дает понять Иван Черных. По его мнению, регион пока ведет недостаточно активную пропаганду собственной инвестиционной привлекательности. А кроме того, не исключено, что настало время подкорректировать областное законодательство. Вот для этого первый вице-губернатор и решил позвать бизнесменов на откровенный разговор, чтобы они прямо сказали, чего им не хватает для «бизнес-счастья».
«Те, вчера, за пять были очень большие...»
Инвесторы начали с комплиментов администрации региона и - в отдельных случаях - властям на местах за всестороннее содействие при реализации инвестпроектов. При этом они прекрасно осознают собственную значимость. Ведь помимо благоустройства территорий, где располагаются фабрики, хороших зарплат местным сотрудникам новые инвестпроекты подталкивают вперед всю экономику конкретного города или района. Одно рабочее место в крупной компании тянет за собой еще 8-10 вакансий в сопутствующих отраслях.
Олег Шаталов, руководитель проекта промышленного парка «Струнино», считает, что нам в области стоит «немного изменить свои ожидания», поскольку все транснациональные компании уже так или иначе «приземлились» в разных регионах России. У нас - в том числе. А это значит, нужно менять законы по льготам инвестпроектам, не рассчитывая только на «крупняк». Сейчас существуют две контрольные цифры - 200 млн рублей инвестиций и 5 миллиардов. Шаталов предлагает градуировать льготы. Допустим, для проекта ценой в 300 млн - они одни, в 500 млн - другие, в миллиард - третьи. И не стоит зацикливаться только на большом бизнесе. Для инвестпроектов ценой в 40-50 млн тоже нужно что-то предусмотреть. «Почему нужно брезговать такими вещами?» - задается вопросом Олег Шаталов, заявивший, к слову, что вся идея промпарка «Струнино» - привлечь именно средний и малый производственный бизнес.
За свет и за газ
Нехватка инфраструктуры - вот главная проблема, говорят представители инвесторов. Даже «Ферреро», расположившийся во вроде бы промышленном парке (где сети должны быть по определению), был вынужден строить практически всю инфраструктуру за собственные средства. С «Нестле» в Вязниковском районе - то же самое. Уже упомянутый Олег Шаталов недоумевал, почему для новых инвесторов нередко проблема получить техусловия на серьезные объемы электроснабжения, в то время как другим «выписаны мегаватты по техусловиям, которыми никто не пользуется восемь лет». «Половина подстанции стоит просто так, при этом всем дается отказ. Идиотизм? Нет, нормальная позиция, - иронизирует Олег Леонидович. - И это не только в Струнине. Я на 99% убежден, что та же ситуация во всех районах и не только в нашей области. С этим надо что-то делать. Хотя бы инвентаризацию мощностей провести».
Газа, как выясняется, тоже не хватает: «Как дело доходит до лимитов на газ, Нижний Новгород присылает ответ - газа в трубе нет. Мы зубы сломали уже об этот Нижний Новгород. Так что вот две основные проблемы, которые пока не решаются: электричество, которого полно, но нельзя взять, и газ, который есть везде, кроме российской промышленности».
У энергетиков с газовиками на этот счет свое мнение. Андрей Белов, начальник производственного отделения ОАО «МРСК «Центра и Приволжья», объяснил, что компания просто не имеет права передавать другим уже проданные мощности. Даже если покупатель сидит на них в стиле «и сам не ам, и другим не дам». «Это купленная собственность. Так же, как стол. Стул. Завод. Здание», - говорит Андрей Владимирович. А еще он дал понять, что компания старается создавать дополнительные мощности для технологического присоединения - дескать, нам выгодно работать с крупными клиентами. Вот только для создания допмощностей нужны инвестиции. А взять их можно либо из тарифа (а его нельзя повышать часто и до бесконечности), либо от самих инвесторов.
У газовиков в этом смысле ситуация немного проще. Их лимиты не выкупаются. Так что если клиент их не задействует в сроки, то они «пропадают» и могут быть переданы другому желающему. Однако гендиректор ОАО «Владимироблгаз» Виктор Коротаев признал, что проблема «газа в трубе нет» действительно существует, хотя ее стараются решать. Конкретно с присоединением промышленных зон сложность в том, что неизвестно, какие производства на ней расположатся. А значит, сколько им нужно будет газа - «тайна, овеянная мраком». «Все приходят и говорят - постройте нам трубу, - цитирую Виктора Коротаева. - А какую трубу? Какого диаметра? Это ведь большие затраты. И мы должны знать их сроки окупаемости. Подводить газ к пустой площадке трубой большого диаметра, не зная, когда площадка будет загружена - это, извините, тоже не здорово».
«Нам бы подумать о создании инвестплощадок в собственности областной администрации, - сказал еще Виктор Васильевич. ‑ Потому что иначе цены на землю возрастают на порядок. И не все инвесторы готовы эту землю выкупать. Наверное, можно сесть вместе с энергоснабжающими организациями и определить круг площадок, где вопросы энергетики решаются проще и не так затратно, как в других местах».
Битва за технолога
Директор по связям с общественностью и госструктурами ЗАО «Ферреро-Руссия» Марина Татарская говорила о проблеме с трудовыми ресурсами. Спрос на них все больше. Обходится это работодателям все дороже. При этом найти готового квалифицированного специалиста, способного работать на современном оборудовании, - та еще задачка. Технологи, операторы автоматизированных линий, слесари, механики, электрики, электронщики, лаборанты, инспекторы по качеству - все эти спецы очень нужны на производствах. И ладно еще, что всех их нужно доучивать непосредственно на заводах (на «Ферреро» неопытных доучивают с наставниками по 2-3 года, оборудование-то сложное). «Самое удивительное, с чем мы столкнулись, - у местных жителей нет желания работать на рабочих специальностях в нормированном режиме, нет желания вступать в долгосрочные трудовые отношения, - говорит Марина Татарская. - Возможно, это последствия постперестроечного периода, когда в отсутствие нормальной работы сформировалась категория людей с психологией поденных сезонных работ». Наши люди до сих пор часто предпочитают ездить на выматывающие сезонные подработки в Москву, чтобы потом несколько месяцев не делать ничего. И эту психологию уже, очевидно, не переделаешь. Значит, нужно делать ставку на выпускников учебных заведений, считают работодатели. И надеются на взаимодействие с департаментом образования, чтобы проводилась работа по адаптации выпускников под реальный спрос на рынке. Например, развивается у нас пищепром - значит, нужно готовить больше технологов для кондитерской и молочной промышленности.
Когда зашла речь о все возрастающей конкуренции за работника (дескать, только обучишь, а его переманили), глава Александровского района Сергей Смолев сказал, что инвесторам стоит подумать о большей соцзащите своих сотрудников. Дескать, если при нормальной зарплате предприятие дает работнику еще и детсад, и транспорт, и бесплатные обеды - вряд ли работник захочет сменить работодателя. «Нам не нужны некие подачки, - говорит глава. - Но нам нужно вместе думать о людях».