В минувшую пятницу владимирский Центр классической музыки официально начал сезон. В этом году концерт-открытие был посвящен трем значительным датам. Две из них - общероссийского масштаба: 1150-летие российской государственности и 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Третья ‑ не такая громкая, но важная для владимирских любителей классической музыки и самих музыкантов ‑ 20-летие Центра классической музыки, созданного маэстро Эдуардом Маркиным. Державность и патриотичность, продиктованные заявленными юбилеями, чувствовались от первой до последней ноты концерта.
Традиционно в музыкальном вечере приняли участие все коллективы Центра классической музыки - Владимирский камерный хор (хормейстер - Максим Миронов), капеллы мальчиков и девочек (хормейстеры - Наталья Криницына и Оксана Яковлева) и Владимирский Губернаторский симфонический оркестр под руководством Артема Маркина. Программа объединила в себе торжественные, державные и пронзительные произведения русских классиков ‑ Чайковского и Рахманинова.Однако до того момента, как зазвучали первые аккорды, в зале и на подступах к нему не чувствовалось никакой торжественности. Меломаны всех возрастов и социальных категорий неспешно занимали места. Студенты, учащиеся музыкальных школ, два инока в рясах и в скуфьях, супружеские пары интеллигентного вида и известные городские персоны (экс-мэр Игорь Шамов, экс-ректор Виктор Малыгин и проч.) демократично рассаживались в партере. Маэстро Маркин через щель в двери рассматривал публику. Через несколько минут, видимо, сочтя, что час икс настал, он вывел на сцену Владимирский Губернаторский симфонический оркестр.
Прологом к концертной программе стал «Торжественный коронационный марш для оркестра», написанный Петром Ильичом Чайковским для коронационных торжеств императора Александра III. Грандиозность события, для которого было написано произведение, оркестр передал сполна. Государственность шла от каждой ноты, от каждого звука и как некая пелена распространялась по залу.
Продолжила концерт музыка Сергея Рахманинова ‑ хоровой цикл «Три русские песни», законченные композитором уже в эмиграции. К оркестру присоединились хористы, и понеслась душа в рай, душа русская, рахманиновская, преисполненная тоской о Родине и полная лирической неугомонности. Низкие женские и низкие мужские голоса, для которых и были написаны «Песни», только подчеркивали трагичность и удаль национального характера.
Кульминационным моментом концерта-открытия стало исполнение еще одного державного произведения Чайковского ‑ кантаты «Москва» для меццо-сопрано, баритона, смешанного хора и оркестра. Текст к этой кантате был написан известным поэтом Аполлоном Майковым, и, по признанию самого Петра Ильича, качественная литературная основа изрядно помогала ему в раскрытии эпохальной музыкальной темы. Голоса солистов (Наталья Мишина, Валентин Томилов), хор и, конечно, удивительный по сыгранности и точности Владимирский Губернаторский симфонический оркестр вели публику от былинного зачина с повествованием о монголо-татарском иге до обращения к царю объединить под своей рукой все православные страны и торжественным величанием государя, государыни, наследника и всех их верных слуг.
Патриотизм, торжественность, державность оглушают. Зрители - в восторге, раздаются крики «браво» и овации. На концерте-открытии коллективы Центра классической музыки и маэстро Артем Маркин в очередной раз подтвердили свой профессионализм, а поклонники их талантов получили возможность прикоснуться к высокому музыкальному искусству.