Наша область стала центром празднования 50-летия со дня преставления священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Его память отмечается 28 октября. Среди святых православной церкви епископ Афанасий отличается особой близостью к нам.
Наш святойОдно дело, когда мы читаем жития легендарных подвижников веры древних времен. Это великие, но легендарные личности. А святитель Афанасий - можно сказать, наш старший современник. Это святой, который будучи в заключении, просил присылать ему в сибирский лагерь бандеролью областную газету, чтобы оставаться в курсе владимирских новостей.
Он скончался в 1962 году в Петушках. Его домик сохраняется в таком состоянии, как будто святитель только что вышел прогуляться. Эту обстановку живого дома, куда можно запросто зайти, сохраняют монахини. Недавно - к празднику - дом-музей был подновлен.
И на этой же улице можно встретить соседей святого, которые помнят его живым, общались с ним. Он был не отшельником и затворником, а удивительно общительным человеком.
Вехи земного пути
Священноисповедник Афанасий (в миру - Сергей Григорьевич Сахаров) родился в 1887 году в Тамбовской губернии в семье надворного советника, делопроизводителя гимназии. Отца он лишился в раннем детстве, и воспитывала его мама, желавшая, чтобы сын посвятил себя служению церкви в монашеском чине.
В письмах Афанасий называет Владимир родным городом, ведь он здесь учился в 1902‑1908 гг. в духовной семинарии, а позже прошло во многом его служение.
Он смолоду начал писать литургические сочинения, которые и составили ему славу в богословии. А в архиве Владимирской епархии сохранилась вышитая им в детстве Плащаница Спасителя.
Московскую духовную академию он окончил в 1912 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Настроение верующей души по Триоди Постной». И в том же году Сергей Сахаров был пострижен в монашество с именем в честь святого Афанасия, патриарха Константинопольского.
Недолго работал преподавателем Полтавской духовной семинарии.
А с 1913 года до конца жизни он связан накрепко с Владимирской землей, хоть и с большими перерывами на ссылки, тюрьмы и лагеря.
В 1917 году св. Афанасий был избран первым в списке заместителей членов Поместного Собора Российской Православной Церкви от монашествующих. В январе 1918 года вошел в состав членов Собора, который избрал патриарха Тихона ‑ впервые после петровской ликвидации патриаршества.
Памяти русских святых
На пленарном заседании Собора 15 августа 1918 г. обсуждался представленный святителем Афанасием и профессором Тураевым доклад «Общие положения о порядке прославления святых Русской Православной Церкви к местному почитанию». Собор принял решение восстановить празднование памяти русских святых.
А затем снова в любимый Владимир, где св. Афанасия ожидали самые трудные годы.
В феврале 1919 года святитель присутствовал на демонстрации в Успенском соборе Владимира кощунственно вскрытых большевиками мощей святых благоверных князей Андрея Боголюбского, Глеба, Георгия Всеволодовича. Во многом благодаря святителю Афанасию во время демонстрации мощей служились молебны владимирским угодникам и предполагаемое поругание святыни обратилось в торжественное богослужение.
В 1920 году он был назначен наместником владимирского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы с возведением в сан архимандрита.
Именно на глазах святого Афанасия в августе 1920 г. помещения обители были заняты чекистами.
1 июля 1921 года иеромонах Афанасий был назначен настоятелем Боголюбского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря, а 10 июля состоялась хиротония во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии.
«В узах и горьких работах»
С 1922 года начинаются серия арестов, ссылок, заключения в тюрьмы, а затем и лагеря. Сначала на небольшие сроки ‑ слишком был любим народом святитель.
Ненависть к нему большевиков еще усилилась, когда епископ Ковровский выступил против «обновленцев», и конкретно - митрополита Сергия, которого считал «захватчиком прав Первоиерарха». Притом упорно не желал молиться за «безбожную власть».
Вокруг владыки Афанасия сложилась группа духовенства, верного канонической Церкви.
Между периодами неволи он снова и снова брался за служение.
В 1927 г. святителя арестовали как «участника группы епископов, использовавших Церковь в антисоветских целях» и приговорили к 3 годам заключения в Соловецком лагере особого назначения.
В 1933‑1936 гг. он жил во Владимирской области, иногда нелегально приезжал в Москву. Установилась связь между владыкой и московскими общинами «непоминающих» - которые не поминали митрополита Сергия во здравие на службах.
В 1933 г. по указаниям владыки Афанасия протоиерей Владимир Пылаев, позже расстрелянный, написал первый вариант иконы «Собор русских святых».
В 1936 г. владыка был арестован в составе группы церковнослужителей и мирян Владимира по обвинению в создании контрреволюционной организации «истинно-православной церкви», отправлен в Белбалтлаг на 5 лет.
В 1942 г. направлен в бессрочную ссылку в Омскую область.
В ноябре 1943 г. был арестован по обвинению «в проведении профашистской агитации, распространении провокационных слухов и участии в антисоветской агитации» и приговорен еще к 8 годам лагерей.
Возвращение
Лишь в 1955 г. святитель Афанасий был наконец освобожден и вскоре переселился в Петушки.
Еще в заключении святитель сам подвел печальный итог: «В узах и горьких работах ‑ 21 год 11 месяцев 12 дней».
Он сам удивлялся, как его поддерживали верующие все эти годы. Если в начале заключения он получал по 20-30 посылок в год, то к концу - до 400!
В 1958 году ему даже разрешили провести службу в Успенском соборе по поводу 850-летия Владимира.
В 2000 году епископ Афанасий по представлению Владимирской епархии был причтен к лику святых в чине священноисповедника.