В 1992 году начали активную работу вальдорфские классы во Владимире, за двадцать лет доказав свою результативность и востребованность. По поводу юбилея состоялись научно-практическая конференция в школе и большой концерт силами учеников и учителей в ДК молодежи. Во Владимир прибыла группа педагогов и школьников из Германии.
С чего все начиналось
Если обернуться к самому началу, то в Германии все и началось. В 1919 году выдающийся философ Рудольф Штайнер создал первую школу по своим педагогическим принципам, основанным на знании природы человека. А поскольку это была школа для детей рабочих с сигаретной фабрики «Вальдорф Астория» в Штутгарте, педагогика Штайнера и стала называться вальдорфской.
Много воды утекло, пока двое учителей гимназии № 3 города Владимира Ирина Климова и Елена Еськова познакомились с работой вальдорфской школы из Западного Берлина. И поняли, что надо эти гуманистические методики применить во Владимире.
Ученица Ирины Климовой и Елены Еськовой по гимназии № 3, а ныне проректор Владимирского государственного университета, профессор Наталья Юдина вспоминает, что ее учителя и в рамках советской школы искали новые методы обучения, которые потом проявились в работе вальдорфских классов.
Ну а учитель русского языка берлинской вальдорфской школы Элизабет Сазонова в начале 90-х годов мечтала найти единомышленников в России, причем не в мегаполисе, а в небольшом городе. Ведь любителю русской культуры даже на Западе ясно, что настоящая Россия - в провинции. Так, в сотрудничестве педагогов Владимира и Берлина и зародились вальдорфские классы. Контакты продолжаются и сегодня. Обмен идет и профессиональный между учителями, и между учениками ‑ по принципу семейной дипломатии и ради изучения языков. Элизабет Сазонова была в составе немецкой делегации, посетившей владимирских друзей в юбилейные дни. Ее коллега учитель физики и математики Михаэль Персон подготовил доклад о вальдорфской педагогике сегодня. Другой учитель, Бен Готвальд, привез из Берлина целую музыкальную группу из старшеклассников и выпускников.
Общее
и отличия
Учитель истории Евгений Демин на конференции отметил, что вальдорфские школы существуют в нескольких городах России, но в основном в крупных городах или спутниках мегаполисов. Так что небольшой Владимир со своей вальдорфской школой ‑ исключение среди подобных городов. Причем у нас вальдорфские классы входят в структуру обычной средней школы № 29, только располагаются в отдельном здании. Ведь учебная программа осваивается самая обычная, государственная.
Но вот методы отличаются. И разработаны, как писал сам родоначальник Штайнер, «на основе подлинного познания существа человека».
Главная установка - на свободное развитие ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями. В вальдорфской школе нет муштры, диктата, учительских окриков.
Взаимоуважение и доброжелательность прививаются сразу и навсегда. Здесь ни учителя к детям, ни дети друг к другу не обращаются по фамилиям, а только по именам. Здесь дети не издеваются над разрезом глаз и смуглостью кожи или над физическими недостатками одноклассников.
Учителя все как один - энтузиасты, потому что вальдорфские методики требуют больше творчества и затрат времени, чем обычные. Да и самообразование нужно постоянное и специальное. Зато результаты в адаптации и развитии детей в школе у них выше, что подтверждают исследования, о которых сообщила кандидат психологических наук из Москвы Екатерина Кулешова.
Среди основных принципов преподавания: возрастная ориентация учебного плана и методов обучения; сближение сведений из разных областей знаний благодаря теме года ‑ своей для каждого класса. Много внимания уделяется творчеству, ремеслу, рукоделию. Специально поддерживается особая художественная организация пространства в школе, так называемый вальдорфский интерьер. Много музыки, пения, ритмики, путешествий. Годовое задание для каждого класса ‑ поставить спектакль.
Чтобы все это имело нужный воспитательный эффект, родители не должны разделять семейную и школьную жизнь, они совместно работают с учителем. Праздники и другие внеклассные дела задуманы так, чтобы дети и родители всех классов перезнакомились.
Признание
Введение ЕГЭ показало, что вальдорфские педагоги отлично готовят учеников и для этого типа экзамена. За три года сдачи ЕГЭ четыре выпускника вальдорфских классов во Владимире получили 100-балльные результаты.
Владимир Путин, тогда премьер-министр, посетил в 2010 году вальдорфскую школу в Москве, участвовал в занятиях. Был впечатлен, а потом сказал: «Конечно, такие способы обучения, такой стиль работы и должны поддерживаться».
В общем, очередная немецкая теория отлично прижилась на русской почве и получила уже наше российское развитие.
- Неправильно называть вальдорфскую школу немецкой, ‑ уточняет учитель-историк Евгений Демин. - Это российская школа в европейской традиции.
В начале большого праздничного концерта в ДК молодежи, на котором выступили все вальдорфские классы, Евгению Демину была вручена Почетная грамота департамента образования области. А еще целая группа учителей вальдорфских классов - Виктория Сорокина, Александра Климова, Анна Сырова и другие удостоены грамот и благодарственных писем управления образования города Владимира.
Так что признание усилий педагогов-энтузиастов вальдорфских классов ‑ это еще один важный результат их 20-летней работы.