Сразу два губернаторских вето на свои законопроекты преодолело Заксобрание большинством голосов на заседании 30 октября. Такое уже бывало в периоды политического обострения во фракции «ЕР», особенно накануне выборов. Но на этот раз, как нам представляется, произошло нечто на грани или даже за гранью здравого смысла. Особенно когда речь шла о запрете потребления и продажи в области закиси азота - так называемого «веселящего газа».
О наказах
Сначала депутаты приняли отклоненный губернатором закон «О наказах избирателей депутатам ЗС». Здесь случившееся хотя бы понятно ‑ вето преодолено благодаря большинству в ЗС единороссов. Они продолжают тактику перетягивания канатов с исполнительной властью региона. Ее фракция «ЕР» в нынешнем созыве ЗС применяет почти с самого начала.
В данном случае законопроект предусматривает, что наказы избирателей фактически направляются для исполнения губернатору. Это администрация области должна отчитываться о выполнении наказов, которые даны жителями депутатам. А для этого, конечно же, требуется бюджетное финансирование. Губернатор мотивировал свой отказ подписать закон прежде всего тем, что документ нарушает конституционный принцип разделения властей и требует бюджетных расходов из неуказанных источников. А предложения граждан и так являются основой работы администрации области. Но депутатам хочется большего ‑ по сути, они хотят права финансировать нашими общими деньгами выполнение их персональных обещаний. Называя вещи своими именами ‑ они хотят хорошо выглядеть в глазах своих избирателей за наш общий счет. Против преодоления вето голосовала только фракция КПРФ ‑ 5 человек.
О «веселящем
газе»
Но вот по поводу веселящего газа ‑ полные непонятки. Вернее так - всем понятно, что это вредное и опасное для здоровья вещество не должно находиться в свободной продаже. Однако почему его не запретить по закону? Через законодательную инициативу? Ведь ограничения и наказания за такие вещества ‑ полномочие федеральных законодателей, а не областных. Именно поэтому губернатор и не подписал закон о внесении изменений в областной кодекс об административных правонарушениях.
Самое странное, что главный сторонник скорейшего принятия этого закона, председатель ЗС Владимир Киселев, сам признал, что губернатор и должен был наложить вето.
- Сегодня мы пошли на преодоление вето губернатора, - сказал Владимир Киселев на брифинге. - Именно потому, что я уверен: губернатор нас полностью поддерживает в данном вопросе. Но он, наверное, не мог подписать данный закон, потому что в небольшой степени данный закон не соответствует федеральному законодательству. Буквально одно слово там необходимо поменять...
А у нас вопрос - тогда зачем было так поспешно преодолевать вето, если закон заведомо сомнителен? И, возможно, он будет опротестован прокуратурой, а значит, не вступит в законную силу? А значит, не достигнет декларируемой депутатами главной своей цели ‑ не спасет потребителей закиси азота от вреда здоровью?
На здравые доводы губернатора и депутатов фракции КПРФ о том, что надо действовать по закону, и только тогда реально добиться запрета «веселящего газа», последовали очень странные аргументы. На уровне «детского лепета». Юный председатель комитета по законодательным предложениям и законности Роман Русанов сказал, что ему не по душе «волокита с рассмотрением инициатив из регионов в коридорах федеральной власти»:
- Я человек молодой и привык действовать быстро.
А зампред ЗС Ольга Хохлова упрекнула коллег из КПРФ, что «они теперь начинают думать».
Но что говорить о наших законотворцах, если даже опытный сенатор Александр Савенков, доктор юридических наук, сказал:
- Не надо тянуть бюрократическую волынку.
А ведь, напомним, речь шла о работе действующего парламента страны, где большинство мест у той же «Единой России».
Правовой нигилизм
Зампред облЗС Анатолий Бобров (фракция КПРФ) опроверг информацию коллег-единороссов о том, что подобные законы уже приняты в других регионах. Он расспросил коллег из этих регионов. Нигде нет никаких таких законов. На это возразить было нечего. Кроме того, что «наш владимирский закон будет типовым для других субъектов Федерации».
Интересно, что при преодолении вето фракция «ЕР» предложила поименное голосование. Так бывает, когда внутри самой фракции нет единства и нужен контроль - кто как голосует. Коммунисты обещали воздержаться - и воздержались.
Но именно представитель фракции «ЕР» задал вопрос, который до него не задал никто. Юрий Федоров поинтересовался у Романа Русанова - каково заключение областной прокуратуры?
- Мы так поняли, что есть претензии к одному слову. Давайте закон примем, а потом внесем поправки! - предложил любитель скорости и враг волокиты Русанов. Но если претензии прокуратуры всего к одному слову, то почему закон нельзя было поправить перед принятием?
Словом, у нас создалось впечатление, что болезненную и святую тему здоровья молодежи подняли криво, коряво, кондово с точки зрения качества закона, исключительно ради проведения пиар-акции. Напомним, одновременно с владимирскими депутатами проблему «веселящего газа» рассматривали и депутаты Госдумы. Наши законотворцы захотели, видимо, быть «в тренде» и даже чуток впереди паровоза.
Тот, кто придумывал эту акцию, не учел одного - что «щепки от порубленного леса» летят в сторону однопартийцев-депутатов ГД. Владимирские единороссы, по сути, обвинили большинство Госдумы в волоките при принятии нужных законов против одурманивающих веществ.
Но отчасти доводы разума все-таки были услышаны: депутаты из фракции «ЕР» выдвинули законодательную инициативу об изменении федерального закона с целью наказания за «веселящий газ». Что от них изначально и требовалось.
P.S. Вчера, в один день с заседанием ЗС, прошла пресс-конференция губернатора Владимирской области. Николай Виноградов заявил, что он не исключает возможности опротестовать принятый закон о «веселящем газе» через суд.