В Интернете - тысячи форумов, посвященных переводу скорой медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) с 1 января 2013 года. Опасений ‑ море.
Но высказывают их в основном не пациенты, а сами работники скорой помощи. Вот только устраивать дебаты по этому поводу уже бессмысленно. В 2010 году был принят соответствующий закон и его придется исполнять. А главная проблема скорой помощи в стране ‑ вовсе не деньги, а дефицит кадров. За разъяснениями «по поводу» нововведений января-2013 мы обратились к Ольге Ефимовой, директору территориального фонда ОМС по Владимирской области.
Вызвал «скорую» ‑ готовь полис
Вообще новую модель бюджетно-страхового финансирования медицинской помощи начали обсуждать еще в 2007 году. А некоторые регионы (Калининград, Тюмень, Мордовия, в Нижегородской области ‑ город Арзамас) уже поработали пилотно в системе ФОМС и для скорой помощи.
Что остается неизменным? Денег для «скорой» меньше выделяться не будет. Скорее ‑ больше. В нашей области объем финансирования скорой помощи в 2013 году будет, по крайней мере, не меньше 2012 года ‑ 500 млн рублей. Только платить учреждению теперь будут за реальный объем оказанных услуг лицам, застрахованным в системе ОМС. Но! «Скорая» по-прежнему будет обязана бесплатно оказывать помощь и незастрахованным гражданам. За них будет платить региональный бюджет.
Что изменится? Пациентам лучше все же иметь в быстром доступе медицинские полисы. Работникам «скорой» элементарно будет спокойнее работать, если они будут уверены, что их труд оплатят.
- Иметь при себе страховой медицинский полис будет необязательно, но желательно, чтобы избежать конфликтов и безграмотных трактовок ситуаций со стороны работников скорой помощи, - говорит Ольга Ефимова. - Но отказов быть не должно. Если такое будет происходить, надо немедленно жаловаться. Нам в Фонд, в департамент здравоохранения, страховщикам.
Кстати, самое трудное при переходе скорой помощи в систему ОМС, утверждают регионы-пилоты, это как раз идентификация пациентов. Часто человек, которому нужна экстренная медицинская помощь, лежит без сознания и ему не до предъявления паспорта или страхового полиса. Все данные в этом случае записываются со слов близких. Это неудобно, но не критично. К тому же территориальный фонд, по словам Ольги Ефимовой, весь год готов буквально нянчиться с учреждениями: «Мы понимаем, что учиться нужно и им, и нам. Для нас ведь это тоже несколько другая специфика. Надо вникать в ее особенности. В каждом виде медицинской помощи есть свои особенности».
Весь вопрос ‑ насколько много пациентов в регионе вообще не имеют страхового медицинского полиса? По данным ТФОМС, таковых в области немного. Полисы имеются у 1,37 млн наших земляков ‑ это из 1,43 млн. Понятное дело, что будут вызовы и для нелегальных гастарбайтеров, и для асоциальных элементов. Но за них ведь тоже заплатят ‑ бюджет региона.
С Владимирской станцией скорой помощи ТФОМС договорился в порядке эксперимента весь ноябрь фиксировать при вызовах «есть у пациента полис или нет», чтобы выяснить, а существует ли вообще проблема с «большим количеством незастрахованных».
Самостоятельным - сложнее
Во Владимирской области 42 учреждения, оказывающих скорую медицинскую помощь. Из них 37 ‑ подразделения больниц. И только 5 (во Владимире, Гусь-Хрустальном, Коврове, Муроме и Вязниках) ‑ самостоятельные станции скорой помощи. Сложности в переходе на новую систему, очевидно, будут именно у них. Потому что у больниц взаимодействие с ТФОМС давно отлажено, правила они знают и готовить отчетность для страховых компаний их экономисты умеют. Совсем другое дело ‑ обособленные станции скорой помощи. Для них жизнь в системе ОМС ‑ совершенно новый опыт. Это и налаживание автоматизированного учета, и дисциплина (отчеты-реестры придется сдавать в определенные сроки), и привыкание к контролю со стороны страховых компаний.
- У страха глаза велики, когда человек не очень понимает суть происходящего, - говорит Ольга Михайловна и признает: ‑ Без шероховатостей на начальном этапе, конечно, не обойдется.
Как показывает практика регионов-пилотов, примерно около трех месяцев нужно, чтобы все вошло в нормальное рабочее русло. Но организационная работа, консультации уже начались.
- Я думаю, что станции скорой помощи смогут выявить свои узкие места, - продолжает Ольга Ефимова. - Неэффективные, безрезультатные вызовы, например, куда их относить. Когда можно просто проконсультировать, а не нестись сломя голову. Когда достаточно направления в поликлинику для оказания неотложной помощи. Со следующего года в поликлиниках начнут работать кабинеты неотложной помощи. А может, наоборот, люди увидят, что их реальная нагрузка намного превышает нормативную... Частично услуги скорой медицинской помощи сейчас носят несвойственные ей функции. В некоторых регионах «скорые» кровь перевозят, например. Придется больше задумываться, насколько рационально выстроена работа... Но реальная нуждаемость в скорой помощи будет в полном объеме покрываться за счет выездов.
Сколько заплатят?
Усредненный (на всю Россию) тариф для вызова скорой помощи уже известен - 1435 рублей 60 копеек (для сравнения ‑ визит в поликлинику, что называется, «своими ногами» оплачивается всего 164 рублями 17 копейками). Но это, повторим, усредненный тариф. На местах он будет дифференцирован ‑ и не факт, что в меньшую сторону. В зависимости, в том числе, от оснащенности станции, от площади обслуживания, времени доезда до пациентов...
Главное, говорит Ольга Ефимова, от порядка финансирования станций скорой помощи какого-либо ухудшения в обслуживании граждане заметить не должны. И у работников скорой помощи для паники тоже нет оснований, уверяет директор ТФОМС, - все полагающиеся им выплаты сохранятся и в системе ОМС.
На вопрос, как «скорая» получит свои деньги за неидентифицированного пациента, Ольга Михайловна ответила так:
- Если человек во время визита «скорой» не способен дать о себе информацию, помощь ему в любом случае обязаны оказать. В дальнейшем, когда человек уже идентифицирован на госпитальном этапе, учреждение должно будет сообщить станции скорой помощи (или отделению), доставившей его в стационар, его персональные данные. Чтобы можно было выставить счет страховой компании. Кроме того, мы готовы в этих случаях идти на содействие. У человека нет в зоне доступа полиса. Ладно. Тогда на него выставляется предварительный реестр. Мы его по своей электронной базе идентифицируем и сообщим лечебному учреждению номер полиса, чтобы оно могло выставить счет страховой компании. Так что Фонд в таких случаях готов помогать и брать на себя функции по идентификации застрахованных граждан. Мы будем это курировать.
Нюансы
Нюанс первый. Контингент, не подлежащий страхованию в системе ОМС, - военные и силовики. За их лечение платят их ведомства. Их лечат либо в ведомственных учреждениях, либо, если военный или силовик решил или по той же «скорой» попал в обычную больницу, составляется договор, согласно которому счет за медпомощь оплачивает конкретное ведомство. Этой системе уже не первый год. И скорой помощи к этому тоже придется привыкать ‑ ей с этим контингентом предстоит работать по такой же схеме.
Нюанс второй. Есть понятие «человек застрахован на территории Владимирской области». А есть «житель Владимирской области, не застрахованный в региональной системе ОМС». Это две большие разницы. Житель области может быть застрахован в Московской области, в Нижегородской ‑ где угодно. Где раньше он работал. Потому что раньше полисы выдавались по месту работы. И всем этим процессом занимался работодатель. Сейчас все иначе. Полисы теперь выправляются по воле самого гражданина. Работодатель обязан за вас платить взносы. А застраховался ты или нет ‑ уже твоя забота. И полисы сейчас «сквозные». То есть, увольняясь, сдавать их в отдел кадров уже не надо. Хоть 10 мест работы поменяй ‑ полис останется с тобой. К слову, за этот год число застрахованных в системе ОМС жителей региона выросло аж на 200 тысяч человек.
Кстати. Что касается оказания медицинской помощи, в том числе теперь и по «скорой», по полису обязательного медицинского страхования, то она должна быть оказана независимо от того, в каком регионе человек застрахован.