11 декабря 2012 в 02:02

«Мы что, разучились работать?»

В пятницу представители 63 сельхозпредприятий из 200, работающих в области, собрались, чтобы заявить о кризисе в АПК. Основания для пессимизма у селян достаточно. Главным образом - из-за вступления России в ВТО. Новый год многие предприятия встречают с тревожными ожиданиями.  
Лукавая цифра
- Мы что, разучились работать? - вопрошал коллег председатель СПК «Бабаево» Иван Крылов. - Нет! Наш регион - один из самых передовых в ЦФО и по производству молока, и по строительству в АПК. Строятся современные животноводческие комплексы, внедряются новейшие технологии в животноводстве и растениеводстве, растут надои. Но парадокс - не хватает средств даже на ведение текущей деятельности. Не говоря уже о строительстве и расширении. Растет кредиторская задолженность хозяйств. Крестьянин бесправен: кругом диктат - со стороны банков, со стороны поставщиков горючего, со стороны контрольных органов. Нам говорят: отстаивайте свои права. Но как может отстаивать свои права человек с протянутой рукой? Без поддержки государства на федеральном и региональном уровнях крестьянин не выживет!
Показательный пример - дотации на молоко.
- Из-за хитростей бухучета производители молока работают чуть ли не в убыток, - негодовал руководитель ОАО им. Лакина Николай Шраменко. - По бух­учету себестоимость производства молока - 11 рублей за килограмм. Средняя цена реализации - 15 рублей. По бумагам - неплохая прибыль. Можно развиваться, не прося помощи. Однако в затраты не включаются расходы на выращивание нетелей, на возвращение кредитов. С учетом их себестоимость возрастает уже до 18 рублей за килограмм. Там, где по отчетности у нас должна быть прибыль, по факту получается убыток.
Вот эти три рубля разницы аграрии и намерены просить из регионального бюджета. Однако и эти деньги вряд ли позволят конкурировать с европейскими производителями.
- Я когда слышу про три рубля, вспоминаю Шуру Балаганова. Ему тоже для счастья не хватало трех рублей. Нас это не спасет, - доказывал Валерий Елистратов, представляющий муромское ООО «Борисоглебское». - Три рубля дотаций нам не дадут ничего. Потому что на следующий же день переработчики молока опустят закупочную цену ровно на те же три рубля. Мне не нравится, что мы должны просить. Мы не просители. Мы страну кормим. Мы имеем право требовать дотаций на гектар, сравнимых с европейскими. Я сравнивал американские и французские фермы. Наш комплекс ничем не хуже, даже лучше. И производительность не ниже. Но чтобы построить этот комплекс, потребовалось вложить 300 млн своих средств и столько же заемных. Теперь ежемесячно только на обслуживание кредитов уходит 5 миллионов, столько же - на зарплату. Итого лишь по двум статьям расход - 10 млн. А молока мы продаем на восемь! На два миллиона, правда, еще бычков продаем. Но приходится из другого бизнеса ежемесячно добавлять еще 5 млн. Во Франции государство дает дотации на каждый гектар в размере 370 евро в год. В пересчете на наши 11 га пашни получалось бы 11 млн рублей ежемесячно. Да я бы молоко государству даром отдавал!
Льготы для богатых
Мало того что в силу особенностей почв и климата нашим крестьянам трудно добиться конкурентной себестоимости со странами ЕС, так и помощь государственная несравнима. У нас не только о прямых дотациях речь не идет. Сокращена даже опосредованная поддержка в рамках нацпроекта.
- Со следующего года отменены дотации на приобретение сельхозтехники. Это сделал враг государства, - возмущался Елистратов. - Кто может купить технику за свои деньги? Мы живем в стране, которая систематически уничтожает свое сельское хозяйство. Кто-то заинтересован, чтобы сюда везли молоко из-за границы...
Но государственные программы по субсидированным кредитам не сворачиваются совсем. Меняются условия.
- Увеличивается процентная ставка до 16%, а то и до 30% вместо нынешних 11%, - пояснил председатель СПК «Стародворский» Александр Горшков. - При сохранении субсидий на уровне 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ нагрузка на аграриев по обслуживанию кредита вырастает в разы! И это еще не все! Вводится дополнительный процент за обслуживание счета, изменяются правила оценки залоговой базы. Новые коэффициенты удешевляют залоговое имущество в два раза. Чтобы получить кредит на таких условиях, необходимо в два раза больше залога!
Воспользоваться кредитом станет сложнее. Впрочем, усложняются и условия получения субсидий. На них смогут претендовать только те хозяйства, в которых растет поголовье, увеличиваются надои, а все риски покрываются дорогой страховкой. То есть очень богатые и успешные. Остальным на дотации надеяться не стоит. Но даже самые передовые и продвинутые хозяйства не уверены, что выживут в следующем году.
- Нет средств на развитие, работаем только на сохранение достигнутых позиций, - призналась гендиректор ООО «Рождество» Евгения Поверинова. - Дотации расплываются в нашей экономике. Съедаются растущими налогами, ростом цен на энергоносители. Нам уже не хватает средств на выплаты зарплат и налогов, на расчеты с кредиторами. Если мы не сможем покупать технику, проблем будет еще больше.
Правительство банкам не указ
Несмотря на постановление правительства от 12 ноября 2012 года, разрешающее продление кредитных договоров аграриям еще на 3 года, банки всем заемщикам в пролонгации отказывают. Представители банков пояснили - отказывают не всем, а только тем, для кого продление договора кредитования создает дополнительную нагрузку на бизнес. Ведь еще три года придется платить проценты. Раз сами селяне не знают, что им нужно, то заботу об их бизнесе решили взять на себя банкиры. Тем же, кому, как считают финансисты, без пролонгации кредита не вытянуть хозяйство, банки дают «добро». Но весь этот позитивный пафос перечеркнул Иван Крылов.
- И скольким же предприятиям кредитные договоры продлили? - поинтересовался он.
Оказалось, что ни одному.
Тут все понятно. Зачем банкам продлевать дешевые кредиты, если после 1 января кредит можно будет продать значительно дороже? Кому война, а кому мать родна. Но не стоит ли федеральным законодателям прислушаться к предложениям селян? И средства, что заложены на субсидии по банковским кредитам, выдавать кредитующимся аграриям напрямую, уменьшая тело основного долга? А пока сельхозпроизводители крепнут в уверенности, что государство поддерживает банки, а не их.
Мужик всех прокормит?
Банки - не единственные, кто кормится с крестьянского пота.
- Беда, если к тебе постучался Роспотребнадзор, - поделилась Евгения Поверинова. - Мы на себе проверили. Все анализы проводятся за наш счет. Огромные деньги. Одна лицензия на переработку и утилизацию навоза чего стоила!
- Расценки на ветеринарные услуги выросли в 4 раза! - возмущалась руководитель СПК «Гавриловское» Вера Цаплина. - Наверное, подумали: «Что стесняться-то, крестьян и так все доят, и мы поучаствуем».
Кроме этого сельхозпредприятия теперь обязаны оформить лицензии на хранение и перевозку ветеринарных препаратов и лекарств.
Все выступавшие заканчивали свои речи так: сельская экономика подошла к точке невозврата. И если срочно не предпринять экстренных мер по спасению сельского хозяйства, то оно перестанет существовать.
Кто виноват?
Смогут ли крестьяне эту ситуацию переломить? Они, конечно, сила. Но вектор этой силы вызывает недоумение. Чего хотят аграрии - понятно. А чего хотят добиться организаторы данного совещания? Они упорно отказывались направить резолюцию в правительство. Настаивали, что во всех бедах виноват губернатор. Ему и подготовлен был ультиматум. С таким, например, требованием, как продление на 20 лет субсидированных банковских кредитов на прежних условиях. А иначе мы организуем митинг протеста!
Для полноты картины не хватало требования вывести отдельно взятую Владимирскую область из ВТО. Самое интересное, что следили за «нужным» направлением протеста представители правящей партии. Вот уж как раз в адрес этой партии было бы логичнее направлять претензии по поводу государственной кредитно-финансовой политики, правил лицензирования и условий вступления России в ВТО.
Да и приглашенный на совещание ГФИ Сергей Рыбаков указал на то, что проблема общефедеральная:
- У меня тоже иногда возникает ощущение, что если ничего не предпринять, то года через два сельского хозяйства у нас не будет.
Что делать?
Александр Горшков, сравнив наш регион с Ярославской и Рязанской областями, сделал вывод, что наших селян обижают. Правда, председатель аграрного комитета забыл при этом сравнить структуру региональных агрокомплексов и структуру бюджета. Когда заместитель директора департамента сельского хозяйства АВО Александр Трутнев пересчитал аграрные бюджеты названных регионов на гектар пашни, выяснилось, что мы вкладываем в АПК больше рязанцев. Может, структура расходов не устраивает? Рязанская - лучше? Ну так обсуждайте это при формировании бюджета. В конце концов бюджет принимается ЗС. На это Горшков заявил, что на заседании ЗС времени мало, а к разработке бюджета депутатов не допускают...
И тут ГФИ напомнил о публичных слушаниях по бюджету:
- От ЗС там присутствовали Васенин, Шохрин и Бобров. И все! И это меня удивило. Тем не менее, думаю, какие-то цифры можно подкорректировать и сегодня. Нам всем нужно сфокусироваться на том, что мы сейчас можем сделать на месте.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
21 минуту назад Александр Ремига рассказал о развитии экономики, туризма и праздновании 1000-летия Суздаля
23 июля на территории яхт-клуба на берегу водохранилища Содышка состоялась пресс-конференция заместителя губернатора Александра Ремиги. Он рассказал о развитии туризма во Владимирской области и раскрыл подробности праздн…
час назад Детский сад № 112 признан лучшим во Владимире
Он находится в Добром и считается общеразвивающим с художественно-эстетическим уклоном. В нынешнем году, напоминает пресс-служба администрация города, конкурс на определение лучшего детского сада проводился в столице рег…