Образование - это главный фактор социально-экономического прогресса страны. А уровень образования в первую очередь определяет качество педагогов. Об этом размышляет ректор Владимирского института повышения квалификации работников образования Валентина Андреева.
- Сегодня педагогический институт оставлен в составе ВлГУ. Правда, понижен его статус. И после слияния двух вузов руководство заявляло, что сокращения бюджетных мест по педагогическим специальностям не будет?
- Качество подготовки педагогов волнует не только профессионалов отрасли и родителей учащихся, но и всех тех, кто переживает за дальнейшее развитие региона. Большинство учителей для школ области многие десятилетия готовил Владимирский пединститут. Он имел богатые традиции и научные школы, известные по всей России. Взять хотя бы историко-педагогическую школу, у истоков которой стоял член-корреспондент РАО, профессор Ф.А.Фрадкин.
После слияния двух университетов педагогическая общественность испытывала двойственные чувства. С одной стороны, надежды на улучшение материально-технической базы, углубление теоретической и исследовательской подготовки будущего учителя, расширение информационной среды. С другой - возникали опасения в снижении уровня психолого-педагогической и методической компетентности педагогов. К сожалению, не все надежды оправдались, а опасения оказались не напрасны.
- Какие именно?
- Сокращаются бюджетные места для обучения по педагогическим специальностям. Последние изменения в структуре и содержании педработников в классических университетах сводятся к сокращению теоретических часов и часов, отведенных на пед-практику. Это противоречит мировым тенденциям. Не может не вызывать тревоги. Ведь модернизация образования требует от учителя профессионализма и творческого подхода. А высшая школа сегодня отстает от средней, не успевает удовлетворять ее потребности. Начинающим учителям приходится доучиваться или переучиваться самостоятельно либо через систему переподготовки кадров.
- Как это можно исправить?
- Будущий учитель должен быть индивидуален, обучаться, соприкасаясь с проблемами, с которыми ему предстоит столкнуться в школе. Получая педагогическое образование, студенты должны систематически анализировать различные ситуации, искать выход из них. Для этого нужно отойти от «конвейерного» принципа подготовки специалистов. Преподавание учебного предмета - это лишь одна из функций учителя. Другой его профессиональной обязанностью является воспитание ученика. Многих современных студентов сегодня нужно учить уважать ребенка как личность.
Каждый факультет университета должен готовить учителей-предметников для школ и классов различных профилей, которые были бы способны преподавать по альтернативным учебным планам. Все факультеты должны участвовать в осуществлении непрерывного образования учителей. А педагоги-ученые - разрабатывать экспериментальные комплексы научно-методических материалов для средней школы, апробировать их и внедрять в учебный процесс. Факультеты должны создавать научно-методические комплексы: кафедра - лаборатория - базовая школа, определять стратегию и тактику проведения в них экспериментальной работы.
- При каких условиях эти предложения осуществимы?
- Педагогические кадры - это не только кадры для школы, но и резерв совершенствования самого университета. Да и региону для развития необходим престижный развивающийся вуз. Сегодня ВлГУ - на развилке. Его престиж и престижность подготовки педагогических кадров во многом зависят от научного авторитета ректора, от стратегического курса развития, который он определит, его опоры на профессорско-преподавательский состав.