25 декабря 2012 в 01:33

Напряженный и социальный

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
Утвержден региональный бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Доходы в новом году у нас составят 35,6 млрд рублей, расходы ‑ 38,9 млрд. Прогнозируется увеличение валового регионального продукта (ВРП) за три года с 272,6 млрд рублей до 370 млрд, рост числа эффективных и прибыльных предприятий с высокой производительностью труда и увеличение количества рабочих мест с более высокой оплатой. Инфляцию нам обещают не более 5,5%. Гость «ВВ» - председатель комитета по бюджетной и налоговой политике областного Законодательного Собрания Максим Васенин - особо отмечает: «Если в целом говорить о развитии экономики, то она во Владимирской области доказывает свою эффективность, прогресс налицо и стратегически мы явно действуем правильно».
- Максим Сергеевич, как бы вы охарактеризовали главный финансовый документ региона на следующие три года?
- Главная особенность областного бюджета на следующие три года - его напряженность. Во-первых, в бюджете предусмотрены новые расходные обязательства в социальной сфере. Это и значительное повышение зарплат в бюджетных отраслях, и мероприятия в области демографической политики (региональный материнский капитал, ежемесячные выплаты на третьего ребенка). Объем новых расходов очень велик. При этом в социальной политике мы не отказываемся ни от одного расходного обязательства, принятого ранее. Во-вторых, по объективным причинам сокращается объем финансовой помощи из федерального бюджета. Нам приходится в большей степени рассчитывать на собственные силы. И, в-третьих, последовательно сокращается бюджетный дефицит. Поэтому наши возможности ограничены, так что не все пожелания могут быть учтены в расходах бюджета.
- Откуда же мы возьмем деньги, если все основные налоги уходят в Федерацию?
- Не соглашусь. Доходные источники, в первую очередь налоговые, распределены по различным уровням бюджетной системы в соответствии с распределением полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти. У каждого свои полномочия и свои виды доходов. Как раз основные виды налогов, собираемых в регионе, остаются в консолидированном бюджете области. Бюджетообразующие для нас - налог на доходы физлиц и налог на прибыль предприятий. Именно эти два налога характеризуют динамику ВРП. Именно по этим налогам наша область демонстрирует несколько более высокие темпы роста, чем в среднем по стране.
- То есть по темпам экономического развития Владимирская область опережает соседей?
- Да, опережает. Хотя и не так быстро, как хотелось бы. Все предыдущие годы в области проводилась целенаправленная политика стимулирования модернизации экономики. В основе этой работы - областной Закон «О господдержке инвестиций». Сейчас заметны результаты - дотационность региона из года в год сокращается. Устойчивый характер этой тенденции говорит о том, что приоритеты экономической политики выбраны правильно.
- А зачем тогда заниматься развитием, если рост собственных доходов ведет к сокращению дотаций? Стимула нет надрываться.
- Стимул для нас один ‑ обеспечение финансовой самостоятельности региона. Это стратегическая задача. Все дополнительные доходы от развития региональной экономики будут оставаться в нашем распоряжении.
- Бюджет верстался сложно. Насколько реалистичны наши прогнозы доходов и расходов?
- Действительно, второй характерной особенностью областного бюджета является, пожалуй, неопределенность условий, в которых он составлялся. В первую очередь это касается нестабильности макроэкономической ситуации в стране и в мире в целом. С одной стороны, при сохранении темпов экономического развития региона существует вероятность перевыполнения плана по сбору налогов. А с другой - в случае ухудшения общей макроэкономической конъюнктуры есть риски неисполнения доходной части бюджета. Кроме того, на момент составления бюджета были не приняты некоторые решения относительно перераспределения расходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы. Речь, в частности, об оплате труда воспитателей детских дошкольных учреждений, о финансовом обеспечении оказания скорой медицинской помощи. Ну и, в-третьих, проект областного бюджета не в полной мере учитывает субсидии из федерального бюджета. Связано это с тем, что средства по некоторым федеральным целевым программам пока еще не распределены на правительственном уровне.
Ключевым при формирования областного бюджета был вопрос о темпах сокращения дефицита. В ходе работы обсуждались два варианта ‑ радикальное сокращение дефицита с 12% до 0% в течение планового периода или его плавное снижение с 12,5% до 7,5% в ближайшие три года. Был выбран второй подход. Он позволяет сохранить все социально значимые расходы областного бюджета и в то же время обеспечивает возможность финансировать новые расходы по приоритетным направлениям развития.
- И каковы же наши бюджетные приоритеты?
- Они продиктованы Бюджетным посланием Президента РФ и его указами от 7 мая. Это - повышение зарплат бюджетникам и мероприятия в области демографической политики. Традиционный приоритет для нас - социальная защита населения, поддержка сельского хозяйства и малого предпринимательства. Активно ведется работа совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ по расселению аварийного жилья. Предусмотрены бюджетные средства на строительство и реконструкцию 20 дет­садов и 10 спортивных объектов. Продолжится работа по строительству онкологического центра. Заложены в бюджете и расходы по стимулированию программ жилищного строительства, в том числе социального жилья. Будет оказана помощь местным бюджетам на ремонт дорог и дворовых территорий, продолжится строительство объездной дороги вокруг Мурома.
- Как мы выбираем приоритеты по участию в федеральных программах?
- Конечно, войти абсолютно во все федеральные программы невозможно - в первую очередь из-за бюджетных ограничений. Мы вынуждены выбирать наиболее важные для нас программы, часто отказываясь от участия во второстепенных. К сожалению, мы не смогли в достаточном объеме получить финансовую поддержку из Москвы по таким важным направлениям, как строительство детсадов и обеспечение жильем детей-сирот. Причина в том, что по этим показателям Владимирская область значительно опережает среднероссийский уровень, а Федерация старается помогать прежде всего отстающим регионам. Жаль, что нам пока не удалось войти в федеральную программу развития туризма. Надеемся, в 2013 году область получит поддержку по ФЦП жилищного строительства. Для этого в областном бюджете дополнительно предусмотрен резерв средств для участия в федеральных целевых программах в размере около 600 млн.
- Бюджет у нас традиционно социальный. На ваш взгляд, правильно ли это? И сколько в идеале должна составлять доля социальных расходов в бюджете области?
- Правильно. Главная функция государства ‑ социальная. Что касается оптимального соотношения, то, думаю, расходы должны распределяться по правилу «золотого сечения» - примерно 62% на социальный блок (образование, культура, здравоохранение, спорт, социальная защита), а 38% - на остальные направления: развитие экономики, ЖКХ, инфраструктуры и общегосударственные вопросы. Необходимо находить золотую середину между социальными тратами и инвестициями на развитие. В нашем бюджете доля инвестиционных расходов в последние два года вновь начала увеличиваться, но, на мой взгляд, все еще недостаточна. Пока мало строим новых дорог, газопроводов, линий электропередачи, котельных.
- Достаточно в бюджете денег для решения проблем здравоохранения?
- Финансирование здравоохранения несколько отличается от других отраслей. Оно двухканальное, из регионального бюджета и из территориального фонда ОМС. Объем средств, направляемых в областную медицину, значительно возрастает. Мы постепенно приближаемся к тому нормативу расходов, который рекомендован нам Минздравом в программе госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Дефицит территориальной программы госгарантий должен быть полностью ликвидирован в течение планового периода. В 2013 году заканчивается действие программы модернизации регионального здравоохранения. При этом значительная часть средств останется в отрасли и будет направлена уже на обеспечение текущей деятельности системы здравоохранения. Это в том числе позволит сохранить все выплаты отдельным категориям специалистов, которые осуществлялись за счет программы модернизации. Одна из самых острых проблем в областной медицине ‑ кадровая. В бюджете предусматриваются отдельные меры соцподдержки сельских врачей, а также молодых специалистов, устраивающихся на работу в медицинские учреждения.
- Из некоторых муниципалитетов периодически раздаются голоса, что область почти все доходы забирает... А вот, мол, не забирали бы ‑ мы жили бы, как короли.
- К сожалению, такие упреки чаще всего можно услышать из самых слабых и высокодотационных территорий, в бюджетах которых доля собственных доходов минимальна. Я с такой постановкой вопроса принципиально не согласен. Сами посудите: ну какие доходы область может забрать или оставить у таких территорий? Ведь там, как правило, нет собственной налоговой базы, нет крупных высокорентабельных предприятий. Наоборот, в результате централизации отдельных доходных источников у нас есть возможность помогать таким территориям за счет предоставления дотаций. Выравнивание бюджетной обеспеченности отдельных территорий является нашей обязанностью. Если же оставлять все налоги в местных бюджетах, то мы придем к тому, что богатые станут еще богаче, а бедные - еще беднее. Выиграют при этом всего 4-5 территорий, а остальные проиграют. Разве мы этого хотим? Ведь возможностей помогать им из областного бюджета уже не будет. Поэтому, прежде чем принимать решение, необходимо тщательно взвесить объемы доходных источников и расходных обязательств, закрепленных за различными уровнями бюджетов. Если же продолжать разговор о межбюджетных отношениях, то соглашусь - методику распределения финансовой помощи органам МСУ надо совершенствовать. А доходные источники на места передавать в первую очередь те, администрирование и развитие которых зависит от местных властей. Главным образом это налогообложение малого бизнеса и имущества граждан.
- Бюджет принят. Что дальше?
- А дальше ключевая задача органов власти ‑ повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. Она неизбежно вытекает из главной особенности бюджета ‑ его напряженности. Имеющиеся в распоряжении средства надо тратить с максимальной эффективностью. Существуют резервы экономии при размещении госзаказа на выполнение работ и оказание услуг, необходимо эти резервы использовать, стимулируя развитие конкурентной среды в этой сфере.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
13 минут назад Житель Юрьев-Польского нашел кошелек и потратил из него 90 тысяч рублей
Пресс-служба УМВД России по Владимирской области напоминает о том, что берущие чужое становятся фигурантами уголовного дела. Так и произошло с 52-летним местным жителем. Он нашел кошелек в одном из магазинов и не стал ис…
47 минут назад Игорь Черноглазов показал предварительный вариант памятника Пушкину во Владимире
Скульптор завершил первый этап работы, сообщает портал "Гид из ящика / Суздаль и Владимир / Экскурсии" ВК. Он представил вариант из глины, уточнив, что памятник еще будет дорабатываться.