Начальник Владимирского юридического института ФСИН, генерал-майор внутренней службы Сергей Емельянов рассказывает «ВВ» о вузе, службе, современной молодежи и необходимости волевых решений.
- Сергей Николаевич, не так давно в институте вновь прошел Всероссийский турнир по самбо на Кубок Александра Невского. Вуз уже давно считается центром развития единоборств. Такое развитие спорта больших достижений - это ваша инициатива?- Сегодняшние спортивные достижения - это во многом заслуга предшествующего руководства института - Валерия Михайловича Морозова и его команды. Моя задача, особенно на первых порах, была в том, чтобы этот уровень поддержать и сохранить динамику. Для сотрудника правоохранительных органов спорт - составная часть профессиональной подготовки. Я очень благодарен предшествующим руководителям, нашим ветеранам, тренерам спортивных школ Владимира и области, которые своих лучших спортсменов рекомендуют к поступлению в наш институт.
- А сами вы спортом занимаетесь?
- С учетом служебной нагрузки сложно заниматься спортом регулярно. Но даже я во время проведения коллегии ФСИН России сдаю нормативы по физической и огневой подготовке. Не хочется в грязь лицом упасть перед коллегами. Так что форму поддерживаю. А в молодые годы я занимался спортом очень активно. Срочную службу я проходил в ВДВ. Прошел неплохую кроссовую подготовку, участвовал в первенстве Вооруженных Сил СССР на приз «Красной звезды», занимался гиревым спортом и рукопашным боем. Спортивная закалка до сих пор помогает мне в службе.
- Как вы оцениваете физическую готовность ребят, которые поступают в институт, если сравнивать со временем вашей молодости?
- Сравнение будет не совсем корректным. Я поступал в подобное учебное заведение в 1985 году, когда молодой человек мог быть допущен к вступительным испытаниям, только отслужив в армии. Согласитесь, это уже были люди другой закалки, не вчерашние школьники.
- Ваш вуз - организация «режимная». Почему же курсанты института в городе видны везде? Они и на праздниках следят за порядком, и в храме на службах. Инвалидов и ветеранов сопровождают...
- Курсантов надо готовить к общественной жизни, ведь они станут офицерами. Речь идет о создании гражданского общества, в том числе и о доверии граждан к правоохранительным органам. Поэтому курсанты должны быть рядом с теми, кто нуждается в их помощи. Ребята шефствуют над инвалидами, ветеранами, навещают их, помогают. Эта работа проходит на курсах, в общественных формированиях по инициативе самих курсантов. Есть даже факты оказания такой помощи, о которых я сам не знаю.
- У вас учатся курсанты со всей России. Не возникает ли межнациональных проблем?
- На первых порах проблемы межличностных взаимоотношений возникают. Но это - не обязательно на национальной почве. Когда в коллективе собирается много людей с разным уровнем воспитания, подготовки, различными взглядами на жизнь, обычно начинает выстраиваться иерархия взаимоотношений. Мы стараемся вести профилактику: привлекаем к воспитательной работе руководителей из регионов, откуда курсанты приехали учиться. Помогают и религиозные конфессии. Были случаи, когда к нам привозили видеообращение имама одной из кавказских республик, который внушал курсантам-первокурсникам, как они должны себя вести. Если негативные факты все-таки происходят, мы оперативно реагируем и принимаем волевое решение.
- Вообще, федеральная служба - интернациональна по сути.
- Да. Я приведу пример из личного опыта. Мне курсантом приходилось служить в Нагорном Карабахе во время армяно-азербайджанского конфликта. Наши курсанты - и армяне, и азербайджанцы - стояли со мной в одном строю плечом к плечу. Хотя это было в среде их соотечественников, которые оскорбляли их за то, что они защищают людей не только своей, но и другой национальности, обзывали «предателями». В Степанакерте эти оскорбления слышали курсанты-армяне, в Баку - азербайджанцы. Но у них и мысли не было переметнуться на ту или другую сторону. И сегодня от этих ситуаций тоже никто не застрахован. Наш институт участвовал в различных миссиях по защите закона и порядка. Там некогда было выяснять, кто какой национальности - нужно было выполнять служебный долг.
- Не так давно прямо на построении в ВЮИ были задержаны несколько курсантов по подозрениям, связанным с наркотиками. Почему вы решили - так жестко и публично?
- К сожалению, да, трое курсантов были задержаны компетентными органами по подозрению в незаконном распространении наркотических средств. Это серьезный удар по репутации вуза. С другой стороны, я убежден, что мы не имеем права кривить душой и прятать от общества существующие проблемы. В конце концов, как казенное образовательное учреждение мы существуем за счет средств федерального бюджета, налогоплательщиков. Если мы будем «по-тихому» отчислять недостойных людей, мы от проблемы не избавимся. При этом каждый, кто пришел к нам на службу, должен четко осознавать, что мы принципиально и публично будем избавляться от тех, кто действует вразрез с Законом. Вот мы и пошли на этот волевой шаг. На мой взгляд, это сработало. Мне пришлось отчитываться перед руководством Федеральной службы исполнения наказаний по этому факту. И я нашел поддержку своей позиции.
- Получается, что часть даже тех людей, кто учится охранять закон, склонна его нарушать? Почему?
- Не буду оригинален. Источники информации, которые предпочитает молодежь: Интернет, ТВ, общение по интересам. И сегодня они оказывают очень большое влияние на шкалу ценностей молодых. В большинстве случаев эти источники бесконтрольны. Отсюда и стремление к «легкому» добыванию денег для «красивой» и беззаботной жизни. Раньше массово писали заявления добровольцами в Афганистан. Сегодня в армию многие вообще не хотят идти...
Если государство пойдет на волевой шаг - контролировать информационные потоки, то молодежь быстро восстановится в смысле жизненных ориентиров, направленных на добросовестный труд, служение государству, обществу.
Руководством ФСИН РФ принято решение о проведении психофизиологических исследований личного состава, позволяющих выявлять склонность и причастность к противоправному поведению.
- Большой резонанс в стране вызвал недавний «бунт» в колонии Копейска. Что вы об этом думаете? И в какой степени институт может готовить к таким критическим ситуациям?
- Мне приходилось бывать в исправительных учреждениях Челябинской области. Уровень социально-бытовых условий, созданных там для осужденных, очень высок. Он порой даже выше, чем во многих государственных учреждениях, где предусмотрено проживание сотрудников. При этом в колониях поддерживались жесткий порядок и дисциплина. Это не устраивает криминальное сообщество, которое утратило в регионе свое влияние на основную массу осужденных. Криминал никогда не прекращал попыток это влияние восстановить. Никого не хочу оправдывать, но, видимо, сотрудники поддались на провокацию и превысили свои полномочия по наведению порядка.
Не сомневаюсь - произошла заранее спланированная акция со стороны криминальных групп. Иначе как объяснить появление «в нужное время и в нужном месте», у ворот учреждения, представителей СМИ, псевдоправозащитных организаций и «случайных» прохожих с внешностью, напоминающей предмет исследований Чезаре Ломброзо, который изучал криминальные типы внешности.
Руководство ФСИН России ситуацию серьезно проанализировало. Перед нами поставлена задача усовершенствовать психологическую подготовку сотрудников, в том числе и к подобного рода ситуациям.
- При вас в институте развилось участие курсантов в бесплатном консультировании граждан. Почему это важно?
- Юридическое консультирование - это хороший побудительный стимул для курсантов, чтобы углубленно изучать предметы. Это хорошая практика для формирования стиля профессионального общения. А кроме того, это помогает укреплению позиций института в глазах общественности и населения города.
- Вновь у нас пора реформ в образовании. Скажите главное: сохранится ли наш юридический институт?
- Владимирский юридический институт - один из старейших вузов системы. В этом году нам исполняется 70 лет. Мы серьезно готовимся к встрече этого юбилея. В начале декабря я был в Москве на встрече с новым заместителем директора ФСИН России, курирующим работу с кадрами и деятельность образовательных учреждений, генерал-майором внутренней службы Анатолием Анатольевичем Рудым. Он четко обозначил позицию руководства ФСИН России по развитию ведомственного образования. Поэтому официально заявляю: Владимирскому юридическому институту ‑ быть! И уже совсем недавно из управления кадров Федеральной службы исполнения наказаний нам поступило указание подготовить предложения по увеличению штатной численности работников и курсантов и обоснования по расширению учебно-материальной базы.