Как мы уже сообщали, губернатор области Николай Виноградов воспользовался приглашением посла России во Франции Александра Орлова и обсудил с потомками российских эмигрантов возможность их участия в возрождении дворянских усадеб, расположенных в нашем регионе.
Мы ожидаем оглашения итогов этих переговоров и обязательно сообщим о них читателям. А пока есть повод еще раз задуматься о многомерности и сложности поставленной задачи ‑ спасения для будущих поколений ветшающих дворянских гнезд.В нашей области насчитывается 35 усадебных комплексов, памятников регионального и федерального значения. Однако лишь немногие из них обрели «вторую жизнь» в наше время: дом-музей «отца русской авиации» Николая Жуковского, усадьба рода композитора Сергея Танеева и ряд других. Но пока, увы, больше иных примеров. Зияет пустыми окнами главное здание усадьбы графа Храповицкого. Нуждаются в восстановлении усадебные комплексы Воронцовых-Дашковых, Голицыных и т.д.
Каждая усадьба - отдельные задачи. Иногда они выглядят просто «неподъемными» по финансам, как усадьба Храповицкого. В других случаях речь идет о менее затратных проектах. Но всегда возникает вопрос - как можно рационально использовать усадебные комплексы. Ведь искать деньги под реальную идею всегда проще. Эта проблема - общая для всех регионов России, где есть старые дворянские усадьбы.
Сложность проблемы - колоссальная. Очевидно, что для ее решения должны привлекаться все возможности. В том числе ‑ и нестандартные. Стремление Николая Виноградова «заразить» потомков русских эмигрантов идеей восстановления бывших дворянских гнезд как раз выглядит таким нестандартным ходом, имеющим хорошие шансы на успех.
- Это хороший, правильный шаг губернатора, - считает президент Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова. - Я еще в 80-е годы во Франции попала в гости к Сергею Михайловичу Толстому ‑ прямому потомку великого писателя, где мне представили и других потомков дворянских родов. Богатых людей среди потомков наших эмигрантов я не встречала. Так что рассчитывать на быстрый приток финансов от них, на мой взгляд, сложно. Но они хранят память своих родов, реликвии. И зачастую видят их именно в музейных коллекциях в России, в тех же усадьбах-музеях. Думаю, встреча губернатора с соотечественниками имеет значение первого контакта, который затем получит развитие.
Большинство специалистов считает, что музейная функция «дворянских гнезд» должна быть одной из основных. Все успешные проекты восстановления усадеб связаны с удачным взаимодействием государства, бизнеса, ученых и общественности. И каждый раз это результат творчества и неравнодушия.
Известный деятель движения потомков российского дворянства Виссарион Алявдин отмечал, что, несмотря на многочисленные отклики дворян новой России на предложения взять шефство над своими родовыми гнездами, точного механизма восстановления усадеб пока не существует. Значит, придется вырабатывать его и действовать по ситуации применительно к каждой конкретной усадьбе.
Подробности визита губернатора во Францию ‑ в ближайших номерах «ВВ».