Кем является нынешний квартировладелец - свободным собственником или крепостным на оброке у бар из жилкомхоза? Похоже, что ответ на этот вопрос у владельцев жилья и у некоторых акул коммунального бизнеса будет диаметрально противоположным.
Еще в 2008 году наша газета писала о странностях ценообразования на услуги МУП «ЖКХ» города Радужного. Практически все расценки были завышены в разы, по некоторым «маржа» управляющей компании доходила аж до 250%. Цифры эти «накопали» и предали огласке активистки городской ветеранской комиссии. Позже факты многочисленных нарушений подтвердила и жилищная инспекция. Заоблачные расценки никак не отражались на качестве работы УК. Точнее, работы этой многие жильцы и вовсе не видели. Заметим на будущее, что прокуратура тогда никаких исков в суд о нарушении прав неограниченного круга граждан не подавала.И что интересно, несмотря на такие проделки, МУП «ЖКХ» до сих пор является в Радужном монополистом.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день
Казалось бы, в чем проблема? Не нравится эта управляющая компания, уходите в другую! Ведь вы же свободные собственники и вправе выбирать любого поставщика услуг. Не тут-то было. Все три дома, которым все-таки удалось сменить УК, вырвались на оперативный простор после «тяжелых и продолжительных боев». Сейчас бои за свободу права собственника самостоятельно принимать решения и контролировать свои финансы ведет еще один дом.
Фронтовая лексика здесь вполне уместна. Судите сами.
Жителям дома № 36 1-го квартала пришлось проводить несколько собраний, судиться, противостоять давлению, чтобы обрести долгожданную свободу от коммунального крепостничества.
- Первое собрание о смене собственника мы решили провести, что называется, «в одном флаконе» с отчетным собранием МУП «ЖКХ» в декабре 2011 года, - вспоминает старшая по дому № 36 1-го квартала Светлана Болотова. - Тогда все участники согласились с необходимостью такой замены. Был оформлен протокол собрания, все как полагается. Но затем мне сказали, что без второго экземпляра протокола юридической силы наше решение не имеет. Причем, как мне пояснили, нужна не копия протокола, пусть даже заверенная нотариусом, а документ с «живыми» подписями.
О том, что ее «развели», Светлана Александровна, не имевшая к тому времени опыта борьбы с коммунальным крючкотворством, тогда еще не догадывалась, а потому отправилась по квартирам заполнять второй экземпляр протокола.
Позже выяснилось, что и этот протокол недействителен из-за нарушения процедуры. Надо было сначала собрать собрание собственников и принять решение о проведении голосования путем обхода квартир. 4 февраля жильцы провели такое собрание. И Болотова вновь отправилась собирать подписи.
Дальше события развивались, как в триллере. Сначала по квартирам «с проверкой сигнала» о подделке подписей прошелся участковый, названивала жильцам и помощница прокурора. Обзвоны эти происходили поздним вечером и изрядно нервировали жильцов. Затем помощник прокурора явилась пред очи жильцов лично. В сопровождении участкового она также совершила поквартирный обход дома.
А Светлану Болотову потом вызывали в прокуратуру. Явилась она туда не с пустыми руками. Принесла с собой документы, по которым следовало, что МУП «ЖКХ» отчиталось о списании 37 тысяч на ремонт одной из квартир дома. Ремонта этого в реальности не было. Кроме того, из актов выполненных МУП «ЖКХ» работ также следовало, что дважды за два месяца компания меняла канализационный стояк в одном и том же месте. Если по первому акту работа обошлась в 1,5 тысячи рублей, то по второму та же работа уже оценивалась в 5 тысяч рублей.
- Помощница прокурора попросила оставить ей документы для ознакомления. Эти же документы я отнесла и в милицию, - рассказывает активистка. - И тишина. Потом один из сотрудников милиции нам пояснил, мол, разобрались. МУП «ЖКХ» просто ошиблось в расчетах. Никакого злого умысла. Кстати, они потом пытались у владелицы «отремонтированной» квартиры подписать акт о выполнении ремонтных работ. Правда, стоимость их уже снизилась до 17 тысяч. Та, естественно, отказалась. За что расписываться, если никто ничего не ремонтировал.
И опять Болотова допустила ошибку. Она не написала заявления, отдав документы просто так. Думала, что этого будет достаточно, чтобы правоохранители занялись расследованием нарушений.
Вместо этого прокуратура подала иск в суд на незаконность принятого жильцами дома решения о смене УК. Формально ‑ по заявлению одной из квартиросъемщиц. Якобы та написала, что на собрании не было кворума, к тому же в результате смены УК она несет убытки.
- Я ее спрашиваю, объясни, откуда ты взяла про отсутствие кворума, какие убытки ты несешь? На что она мне отвечает: «А я никакого заявления не писала. Пришла ко мне дама в погонах, велела подписать бумагу, я и подписала». Эту заявительницу потом даже в суд не вызывали. Обвинение говорило, что она находится в больнице. А она в это время дома была, не болела. Просто боялись, что в суде расскажет, как «писала» заявление, - считает Светлана Александровна.
Опыт -
сын ошибок
По словам «бойцов сопротивления», проверка прокуратуры все же имела и положительные стороны. Не найдя ничего криминального, проверяющие придирчиво перечислили формальные нарушения и погрешности. Именно от прокурорского заключения отталкивались жильцы, готовя очередное, образцово-показательное собрание. Подготовка к нему шла одновременно с судебным процессом, длившимся два месяца. Актив собственников из «домовой оппозиции» сформировал счетную комиссию, оппозиционерам доверили и регистрацию участников. Все действо записывалось на видеокамеры и фиксировалось на диктофоны. Замученные собственники в этот раз показали рекордную явку, чтобы не проводить больше чреватого проблемами поквартирного сбора подписей. Почти 90% участников собрания высказались за смену УК.
К тому времени как суд по формальным основаниям отменил предыдущее решение жильцов, у них на руках был протокол нового собрания.
Свобода заразительна
Воодушевленные победой земляков, борьбу за свои права объявили и жильцы дома № 19 3-го квартала. За два месяца до истечения срока договора с МУП «ЖКХ», в октябре 2012 года, они провели собрание, о котором известили и представителей МУПа. МУП в собрании участвовать отказалось, как отказалось и предоставить помещение для него. (Исх. 10/80 от 08.0.2012). На собрании было решено провести заочное голосование, которое завершилось 30.10.2012 года. Более 62% собственников приняли участие в голосовании и большинством голосов постановили расторгнуть договор с МУП «ЖКХ». Протокол направили в МУП (Вх. 10/62 от 31.10.2012). Ровно за два месяца до окончания срока действия договора, как и требуется по закону. До 1 декабря МУП обязано было передать всю техническую документацию по дому новому управленцу. Вместо этого директор выбранной жильцами УК получил странное послание от директора МУП «ЖКХ» В.А.Кулыгина. Вот содержание письма (пунктуация и орфография сохранены):
«В виду того, что в наш адрес до сих пор не поступало протокола общего собрания собственников жилых помещений дома № 19 3 квартала, то МУП «ЖКХ» не считает нужным что-либо передавать в Ваш адрес.
Также, до сих пор, поступают многочисленные жалобы от проживающих в этом доме в правоохранительные органы на различные нарушения при проведении собрания и на обман.
Пока все не будет утрясено, никакой речи о передачи управления домом быть не может».
Во-первых, наученные горьким опытом предшественников члены совета дома документы сдавали под визу, фиксировали, под каким номером регистрировалась входящая корреспонденция. Так что ссылка на то, что протокол не поступал в МУП, несостоятельна. Во-вторых, интересна необычайная информированность директора МУП о заявлениях, подаваемых в правоохранительные органы. Наряду с нежеланием соблюдать требования закона «пока все не будет утрясено» все это наводит на мысли о крепкой спайке местных силовиков и коммунального монополиста. Тем более что ни полиция, ни прокуратура в инициативном порядке не «возбуждались» по поводу нарушений в ценообразовании на услуги МУПа и в финансовой отчетности, зато попытки жильцов разорвать этот порочный круг побуждали блюстителей порядка к кипучей деятельности. Ну а новый юридический термин «утряска» прекрасен сам по себе.
Не пущать!
Началась обычная в таких случаях эпопея: проверки различных ведомств, затягивание процесса и работа с «домовой оппозицией» - людьми, имеющими отношение к муниципальным коммунальным структурам. О том, что проверка не мешает передаче дома, блюстители законности забыли напрочь.
Пока тянутся проверки, инициативная группа оппозиционеров собирает альтернативное собрание.
- Нарушений было полно: не выбрана счетная комиссия, ни один вопрос не обсуждался, участников обязывали расписываться по «вынесенным на голосование» пунктам при регистрации, - возмущается председатель совета дома № 19 3-го квартала Михаил Перепелкин. - Да и присутствовало на собрании не более 40 человек, из них меньше половины собственников жилых помещений. Это из 180 квартир. Зато прибыл наряд полиции - два сержанта во главе с майором. Для чего они нужны, мы узнали, когда один из участников собрания - Валерий Алексеевич Полунин, стал призывать остальных не расписываться за то, что не обсуждалось на собрании. Полицейские тут же, несмотря на сопротивление пожилого человека, вывели его из зала.
О всех этих нарушениях была извещена прокуратура. На этот раз в виде официального заявления. Старший советник юстиции в письменном ответе пересказала заявителям нормы действующего законодательства, по которым получалось, что правда на стороне совета дома, после чего следовал совет - обращаться в суд.
Судя по всему, выходит, что МУП «ЖКХ» является собственником не только дома, но и людей, в нем проживающих. Уж больно похожи попытки удержания «владений» с привлечением силовиков на погоню за беглыми крепостными.