О вымогательстве и насилии в исправительных колониях региона общественники вынуждены сообщать в Следственный комитет. А подобных фактов нарушений выявлено немало, о чем сообщил на пресс-конференции председатель областной общественно-наблюдательной комиссии по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Андрей Лыков.
В 2012 году представители комиссии намного чаще посещали места заключения, жалоб от осужденных поступило в два раза больше. Осужденные более охотно идут на контакт с общественниками, нежели представители УФСИН.- Я уже давно призываю представителей УФСИН к диалогу, - подчеркнул председатель ОНК. - Но о фактах нарушения прав содержания заключенных мы узнаем не от них. В частности, о том, что в ИК-4, которая находится в Вязниках, заключенные объявили голодовку, мы узнали случайно. Звоню начальнику, он говорит: ну да, есть такая проблема, приезжайте. Что самое удивительное, только на разговор с нами заключенные согласились. Оказалось, что голодать им приказал один из авторитетов. А все это время врач ни разу не приходил проверить их самочувствие. В общем, проблему удалось решить, но вопросы остались.
Более 850 писем поступило от заключенных региона в наблюдательную комиссию в минувшем году. Большинство «жалобщиков», которых, по понятным причинам, недолюбливают в учреждениях закрытого типа, вынуждены после своих заявлений отбывать наказание в штрафном изоляторе за незначительные проступки.
- Под контролем мы держим ситуацию с одним из заключенных по фамилии Ухов, который рассказал нам многое за 1,5 месяца до своего освобождения, - отметил Андрей Лыков. - Так вот он вынужден теперь пребывать в ШИЗО за мелкие нарушения - случайно попал ложкой в сотрудника, например. Адвокат к этому заключенному тоже очень долго не мог попасть по разным причинам. О ситуации с ним мы сообщили главному федеральному инспектору, он также пообещал держать этот вопрос на контроле.
Также к сведению ГФИ и предпринимателей общественники довели информацию о том, что трудоустроено лишь 28% осужденных из более чем десяти тысяч человек, а ведь большинство из них должны выплачивать материальный иск. Между тем, это невысоко оплачиваемая рабочая сила, которая не опаздывает, соблюдая график, не выпивает и т.д. Впрочем, зарабатывать осужденным необходимо, учитывая и выявленные факты вымогательств. Чаще всего в поле зрения ОНК попадает ИК-7.
- У нас всегда были вопросы к этой колонии, - подчеркнул Андрей Лыков. - Когда пришел большой «этап» из Тамбовской области, мы выявили факты избиений, заключенных заставляли бегать в голом виде, а три человека нанесли себе телесные повреждения после разговора с нами, опасаясь за свою судьбу. Обо всех этих фактах мы сообщили в Следственный комитет.
Также у общественников имеется видеообращение бывших заключенных «семерки», которое свидетельствует о том, что имело место сексуальное насилие. Выявлены и факты вымогательства так называемым «активом» - осужденными, которые берут на себя административные функции. Место на нарах поудобнее или же у окошка стоит от одной до трех тысяч рублей.
- В отдельных случаях мы можем говорить о наличии состава преступления, - подчеркнул председатель ОНК. - Буквально на днях из ИК-7 привезли в «тройку» двоих избитых заключенных. С видео- и фотоаппаратурой нас не пропустили, хотя по закону не имели права. Нам удалось пообщаться с одним из них, другого отвезли на операцию, у него разрыв селезенки. Мы будем следить за этой ситуацией, считаю, что виновные должны быть наказаны. УФСИН мы достаточно долго призывали к диалогу, теперь мы намерены вплотную сотрудничать со Следственным комитетом, а также чаще выступать в СМИ, поскольку с теми заключенными, которым есть что сказать, в дни открытых дверей вам поговорить не дадут.