Представители Следственного управления СК, УФСБ и УМВД по Владимирской области провели совместную пресс-конференцию. Проанализированы результаты судебно-следственной практики по уголовным делам коррупционной направленности в минувшем году.
Сигналы с мест
Из приведенной статистики можно сделать несколько выводов. Прежде всего, граждане стали активнее информировать правоохранителей о том, что «кое-кто, кое-где у нас порой честно жить не хочет». Это очень важный показатель. Несмотря на то, что вера в торжество справедливости в нашем обществе далеко не так крепка, как всем хотелось бы, число владимирцев, не посчитавших бесполезным обращаться в органы правопорядка, выросло в полтора раза: с 270 обращений в 2011 году до 418 ‑ в 2012-м. Возросло и количество возбужденных уголовных дел против коррупционеров. В ушедшем году их было 226, а годом ранее - 135.
В «черном списке» преступлений лидируют служебный подлог (95 дел), взятки (получение ‑ 37, дача - 47 случаев). Далее - коммерческий подкуп (21), присвоение и растрата (18), злоупотребление и превышение полномочий (7) и мошенничество (6).
Не помог
особый статус
Попадалась борцам с коррупцией и довольно крупная «рыба». До уголовных дел «доработались» шесть «лиц особого правового статуса». Например, глава органа местного самоуправления попался на взятке и на служебном подлоге. А член территориального избиркома ‑ на мошенничестве. Кроме того, сразу четыре народных избранника собрали целый букет статей УК. На их «совместном» счету и мошенничество, и коммерческий подкуп, и служебный подлог, и присвоение, и растрата вверенного имущества. Причем на долю одного из «великолепной четверки» пришлось аж 24 эпизода.
Кроме «особо статусных» привлекались к ответственности чиновники самого различного уровня и руководители крупных коммерческих предприятий.
Среди наиболее резонансных дел ‑ дело бывшей сотрудницы госинспекции по охране объектов культурного наследия Матушевской, осужденной за взятки, дело зампреда управления администрации г. Киржача Объедкова, осужденного за хищение средств, выделенных на приобретение жилья для детей-сирот. Ну и самое свежее ‑ экс-депутата Владимирского горсовета Шешенина, признанного приговором суда виновным в незаконном получении кредита и мошенничестве в особо крупном размере.
У этих дел есть общее ‑ условное осуждение, что вызвало неоднозначную реакцию общественности и СМИ, неудовлетворенных «мягкостью» наказания для коррупционеров.
Разорвать
круговую поруку
Правоохранители убеждены, что «кровожадные» стереотипы в обществе необходимо менять. И вовсе не из-за снисходительного отношения к преступникам, а из-за сугубо прагматических соображений.
- У населения не должно формироваться мнение, что законодательство позволяет коррупционерам уходить от ответственности. Адекватность наказания не всегда связана с его «суровостью». Для снижения преступности важна не суровость наказания, а его неотвратимость, - считает сотрудник Управления ФСБ России по Владимирской области Олег Малинин.
Введение в 2009 году в Уголовно-процессуальный кодекс понятия досудебного соглашения помогает добиваться неотвратимости возмездия, разорвать круговую поруку коррупционеров и привлечь к ответственности большее число преступников.
- Если обвиняемый или подозреваемый идет на заключение такого соглашения, он берет на себя обязательства по сотрудничеству со следствием, - объясняет старший помощник руководителя СУ СК по Владимирской области Ирина Минина. - Признает свою вину, а потому его дело быстро уходит в суд и там не разваливается. Во-вторых, он дает показания на соучастников и рассказывает о других известных ему преступлениях. По этой информации мы тут же начинаем работать.
Благодаря практике досудебного соглашения, в 2012 году в ходе расследования уголовных дел выявлено и раскрыто 162 преступления, ранее не состоявших на учете. Для сравнения - в прошлом году выявлено 52 таких преступления.
В особом
порядке
- Чтобы стимулировать обвиняемого на сотрудничество, законодатель предусмотрел рассмотрение дела в особом порядке и смягчение ответственности. Это мировая практика. В странах, где она принята, борьба с коррупцией идет эффективнее, - уверена Ирина Минина.
В качестве обратного примера правоохранители напомнили о других резонансных делах, возбужденных против крупных чиновников, в том числе и глав некоторых городов. Судебные решения по ним до сих пор не вынесены. У обвиняемых и их адвокатов есть много способов затягивать процесс. Обвиняемые при этом, за исключением, пожалуй, бывшего мэра Александрова, находятся на свободе. Напрашивался вывод о преимуществах досудебного соглашения, кратчайшего пути к обвинительному приговору.
При этом правоохранители подчеркивали, что не стоит считать условное наказание чересчур мягким.
- Осужденный теряет доверие общества, лишается депутатского статуса и права занимать определенные должности в государственных и муниципальных органах. Он утрачивает свободу передвижения, вынужден отчитываться о каждом шаге, - рассуждает представитель СК. - А штраф, наложенный на него судом, вовсе не отменяет обязанности по возмещению нанесенного ущерба. Разве лучше было бы содержать осужденного в тюрьме на наши с вами бюджетные деньги?