Региональное отделение партии «Родина» предложило сделать 7 февраля официальным Днем памяти героев-владимирцев. Это оно к тому, что 7 февраля считается днем взятия стольного града Владимира ордой хана Батыя. Эту орду в школьных учебниках до сих пор по недоразумению называют еще «монголо-татарами».
«Мы хотим вспомнить о тех, кто... в страшной битве пожертвовал жизнью во имя своих детей, во имя города. Владимир и его жители показали пример отчаянного сопротивления ордам Батыя. Считаем, что 7 февраля должно стать официальным Днем памяти героев-владимирцев» - цитируют областные СМИ заявление председателя совета ВРО партии «Родина» Сергея Кравченко.Звучит вроде бы красиво. Но хорошо ли подумали авторы этой идеи о ее последствиях?
Во-первых, нам представляется, что это предложение ‑ не более чем предвыборный политический пиар. Хотя бы потому, что до Кравченко еще никому в России ни разу за прошедшие 775 лет не приходило в голову отмечать эту далеко не самую славную дату.
А чем, собственно, гордиться? Оборона Владимира от Батыя оставляет слишком много нелицеприятных вопросов. Почему основное войско во главе с князем Юрием Всеволодовичем покинуло Владимир прямо перед нашествием? Нам говорят, что великий князь ушел на реку Сить собирать войска для отпора Батыю. Не слишком ли далеко от своего главного города он собирался обороняться? И чем закончилось это «собирание войска»? Жестоким разгромом Юрия, его гибелью и воцарением во Владимире его брата Ярослава, папы всеми нами любимого Александра Ярославича Невского.
Не из-за такого ли поведения великого князя самый могущественный и укрепленный город Северо-Восточной Руси держался всего пять дней? А, к примеру, несравнимо меньший и слабый Козельск оборонялся семь недель? Причем есть версия, что штурм Владимира был однократным, быстрым, а до этого войско Батыя просто стояло у города. Видимо, шли какие-то переговоры с владимирцами. Право, в биографии нашего города есть более славные даты, чем 7 февраля 1238 года.
Во-вторых, есть куда более серьезные последствия этой непродуманной партийной акции. Она может поставить под угрозу межнациональный мир нашего города. От кого оборонялись владимирцы? Каждый школьник ответит ‑ от монголо-татар. На самом деле ни «монголы», ни «татары» древнерусских летописей не имеют ничего общего с нынешними монголами и татарами. Но это знают немногие ‑ у большинства, что называется, «осадочек» остается.
Зачем нам уподобляться не очень умным активистам нынешних татарских национал-радикалов, которые недавно на полном серьезе предложили (цитируем по «Независимой газете») «через личность Бату-хана вспомнить и напомнить татарам о периодах великой истории, когда от топота коней татарских воинов дрожала от страха вся степь, Русь и Европа...»?
Думается, что в составе Владимирского РО партии «Родина» есть и этнические татары. Возможно даже, что и этнические монголы. Зачем «ронять топор» себе на ногу? Татары сегодня ‑ это такие же, как Кравченко, граждане России, жители Владимира и области. Как для них прозвучит вот это: «День памяти героев-владимирцев, оборонявших город от татар»?
Особо подчеркнем - все эти наши резоны не отрицают ни трагической судьбы города, ни стойкости и героизма его защитников. Но не надо на ровном месте громоздить новую «линию фронта», не слишком корректно и грамотно «перетаскивая» события XIII века в век нынешний.
Вместо того чтобы плясать на костях предков ради нелепого партийного пиара, стоило бы еще раз обсудить с историками, музейными работниками, краеведами (невзирая на их национальности), что же на самом деле произошло 775 лет назад. Какое значение имело это событие в истории Владимира? Как оно повлияло на нас сегодняшних? Вот тут активность партии «Родина» вполне могла бы быть полезной. Но разве в ходе научной конференции или краеведческой прогулки наберешь предвыборный рейтинг?