2012 год начальник областного управления ФСКН Сергей Мосалев обозначил как год некоторого смещения акцентов в деятельности управления. Со дня своего создания Госнаркоконтроль больше внимания уделял борьбе с героином и другими сильнодействующими наркотиками. Но к сильным наркотикам люди приходят постепенно, начиная с условно легких - марихуаны, гашиша и курительных смесей. «Продавцы легких наркотиков фактически готовят почву для потребления тяжелых», - констатирует генерал-майор. И начинать борьбу с наркоманией нужно именно с них, решили наркоборцы.
Вообще Сергей Мосалев считает, что «общество недооценивает проблему» наркомании. Сейчас у нас реабилитацией наркоманов худо-бедно занимаются только их родители и общественные организации. Полноценная реабилитация стоит 20-30 тысяч рублей в месяц, что мало кому по карману, учитывая, что реабилитация ‑ это дело года-двух. В итоге наркологи снимают ломку, после чего потребитель оказывается в той же самой среде.Наркоманы с большой дороги
Думать, что пагубное пристрастие - беда лишь самого наркомана и его родни, неправильно. Во-первых, где наркотики, там и грабежи с кражами. Зависимым ведь нужны деньги на новые дозы. По некоторым данным, до 80% уличных преступлений совершают именно потребители разных дурманов. Каждый пятый осужденный сидит за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. А рецидив по наркопреступности доходит до 90%. «Страшные цифры! Это большая армия, которая становится закоренелыми наркоманами и преступниками», - бьет тревогу Сергей Мосалев. А вот вам еще более страшные цифры ‑ каждый потребитель-сбытчик наркотиков, формируя собственную клиентскую базу, втягивает в это по 5-10 молодых людей и девушек.
По общепринятой статистике, порядка 5% населения в любом регионе являются потребителями наркотических средств. Речь и о тех, кто раз в год покурил «косяк», и о законченных наркоманах. Если верить этому, то в области около 70 тысяч человек потребляют тот или иной дурман. А на учете в наркодиспансере состоит лишь около полутора тысяч.
Не сажать, а реабилитировать
Но «одной полицейской дубинкой проблему не решить», - констатирует Сергей Мосалев. Госнаркоконтроль упорно продолжает лоббировать идею принятия уголовной ответственности за потребление наркотиков. Цель ‑ не пересажать несчастных наркоманов, а дать им возможность выбора ‑ сидеть или отправиться на лечение и реабилитацию. Правда, для этого надо решить проблему с нехваткой (отсутствием) государственных реабилитационных центров. Опыт США и Израиля говорит об успехе этой практики: у 20% «осужденных к реабилитации» там наступает стойкая (пятилетняя) ремиссия. У нас в стране этот показатель пока составляет 0,2%. «Представляете, какой урон наносится обществу?» - задается риторическим вопросом главный областной наркоборец.
Языком цифр
В 2012 году областным
УФСКН выявлено 1042 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Раскрыто и расследовано 749 преступлений. К уголовной ответственности привлечено 384 человека. Из них 36 человек совершили преступления непосредственно в состоянии наркотического опьянения.
За год изъято 189 килограммов наркотических средств, из них около 10 килограммов ‑ героин. Ликвидировано 12 каналов поставки наркотиков в область как из Российской Федерации, так и из-за рубежа (США, Китай, Венгрия, Таджикистан). Пресечена деятельность 8 организованных групп.
Понятие
«аналог»
нам в помощь
С курительными смесями бороться сложно, но можно. Сложно, потому что производители в Китае, США регулярно меняют формулы этих смесей. А для того чтобы внести вещество в перечень запрещенных, нашей государственной машине требуется от полугода до двух лет. В итоге юридически смесь вроде бы легальна. А фактически ‑ та же гадость. А можно с ней бороться благодаря тому, что в 228-й статье УК РФ идет определение «наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги». Слово «аналоги» и дает нашим правоохранителям реальную юридическую зацепку для привлечения к ответственности продавцов смесей. «Это трудоемкий процесс, но мы его осваиваем». Хотя, говорит Сергей Мосалев, нам бы здесь весьма пригодился мировой опыт: во многих цивилизованных странах наркоборческое ведомство вправе приостанавливать продажу дурмана, даже если его нет в перечне запрещенных.
Что касается нашумевшей отмены свободной продажи кодеинсодержащих препаратов, то она дает свои плоды. По словам руководства областного Госнаркоконтроля, количество дезоморфиновых притонов в области фактически сошло на нет.
Телефоны доверия
УФСКН России по Владимирской области - 32-70-01 и 37-88-77.