В Кольчугино - очередное обострение борьбы за власть. Райсовет и глава администрации района в очередной раз пытаются «свергнуть» главу района Алексея Фирсова. А народ против. Кольчугинцы собирают подписи в поддержку главы района под такими вот лозунгами: «Депутаты района ополчились на нашего избранника. Не допустим этого! Входите в группу и поддержите Фирсова Алексея! Нет коррупции в районе!». Обычно народ не особо рвет жилы за чиновника. И происходящее в Кольчугино - исключение из правил. Журналисты «ВВ» выехали на место редкого феномена.
Территория страхаХарактеристики Фирсову кольчугинцы дают одинаковые: честный, порядочный, грамотный, интеллигентный. Только выводы делают разные: от «нам во власти такие и нужны» до «он - чужой в этой своре, а значит, ничего не сможет сделать».
Мои разговоры с теми, кто, не сомневаясь в порядочности Фирсова, сомневался в том, по плечу ли ему районная «шапка Мономаха», как правило, завершались ностальгией по Сталину. «Нужна сильная рука, чтобы справиться с беспределом», - твердят не только пожилые и сочувствующие коммунистической идее, но и вполне себе демократы. Причина, как мне показалось, в том, что виртуальный Сталин пугает кольчугинцев намного меньше, чем реальность вокруг.
Кольчугино, похоже, стало территорией страха.
- Мы боимся, - признается одна из горожанок. - Угрозы и давление начались в нашем городе с момента последних выборов главы администрации. Тогда организаторам митингов в поддержку кандидатов, соперничавших с Митрошкиным, угрожали. Обещали, что в противовес митингующим привезут скинхедов из Москвы, устроят кровопролитие. Грозили увольнениями и выговорами тем, кто придет на митинги. Угрожали семьям активистов. Есть люди, которых не запугаешь лично, но у них же есть дети, внуки.
- Но ведь скинхедов так и не было. Может, и остальные угрозы были пустыми?
- Пустыми? Меня саму чуть не сбила машина. У кого-то сгорел автомобиль, у кого-то подожгли дачу...
- Совпадения исключены?
- Когда людям ночью звонят с угрозами, а потом такое происходит, в совпадения уже не веришь.
- А к правоохранителям не обращались?
- Пытались, но и среди них есть разные. Да и те, кто действительно стоит на стороне закона, не будут в течение 24 часов охранять всех членов семьи.
Другая собеседница вторит первой:
- Я-то думала, что мы в демократической стране живем. А у нас тут такое!.. Любые попытки открыто протестовать против действий одной всем известной группировки влекут за собой жесткий прессинг. Мне жаль Фирсова. Ему очень тяжело. Не из волков он. Он нашему Совету как кость в горле. Мы же всех этих депутатов знаем. Знаем, кто металл машинами с завода вывозил, знаем, кто землей желает поторговать. А тут Фирсов ‑ мешает своей честностью. Я его семью хорошо знаю, ему самому говорила: «Уйди оттуда. На тебя либо камень упадет, либо кислотой обольют, либо машина
собьет». Чтобы с этими справиться Сталин нужен...
Это ‑ не нагнетание жути. Это то, с чем сегодня живут сотни и тысячи кольчугинцев. И, похоже, разгадка этой ностальгии «по Сталину» кроется в сказанном другим кольчугинцем: «Мерзавцы должны испытывать страх, а не честные люди».
С открытым забралом
Однако на смену выбывшим «бойцам» приходят новые. В соцсетях регистрируются группы в поддержку Алексея Фирсова. О них я тоже услышала на улице, как, впрочем, и о том, что в адрес виртуальных активистов также поступают угрозы.
- Впервые слышу, - ответил один из координаторов. - Никто нам не угрожал. Знаю, но понаслышке, что с «первой волной» протестантов что-то такое было, но нас минуло пока.
- Почему вы захотели вступиться за Фирсова?
- Меня как предпринимателя устраивает, что он сам - не из бизнеса. У него нет в этой сфере личных интересов. Он может быть «над схваткой». К сожалению, у нас многие идут во власть не для того, чтобы служить людям и закону, а чтобы обеспечить преференции собственному бизнесу.
Между прочим, и этот собеседник счел, что будет лучше его имя не светить в прессе.
Среди публично выступивших в поддержку Фирсова людей тоже немало тех, кого сложно назвать его единомышленниками. В силу некоторых обстоятельств на сторону главы райсовета встали даже его политические оппоненты. Получилось так, что в Кольчугино Фирсов стал символом, олицетворением идеи, сплотившим вокруг себя совершенно разных людей.
Вот как рассуждает второй секретарь КПРФ Кольчугинского района Михаил Львович Марьяновский:
- Фирсов порядочный. Но его подводит мягкость характера. Не умеет драться. Но он в сложившейся ситуации прав. Нам нельзя его отдавать на съедение этим акулам. Нужно поддержать. Но при этом он - «яблочник», а «Яблоко» все же наш политический противник. Мы обсуждали в партии эту коллизию. Нашли выход. Решили - акции будем проводить со своей символикой и в защиту демократических институтов, а не конкретного политика.
Руководитель организации ветеранов боевых действий «афганец» Андрей Рябов:
- Я Фирсову верю. Нашу работу он всегда поддерживал. Ему одному трудно бороться, поэтому я его поддержал. Но дело, в общем-то, не в Фирсове. Я против того, чтобы группка из трех человек решала судьбу всего района. Нужно возвращаться к открытым выборам.
Теми же мотивами руководствовался и глава администрации Ильинского сельского поселения Евгений Поздняков:
- Фирсов - человек порядочный. Но опереться ему в Совете не на кого. Это не вина его, а беда, что наш райсовет вместо работы на благо района занят борьбой за власть. Должность главы района для них - важнейший стратегический плацдарм в этой битве. Я вообще считаю, что избирать главу района из депутатов райсовета нет смысла. Нужны прямые всенародные выборы. Тогда подобных ситуаций просто не возникнет. А сейчас руководство района стало заложником «междусобойчика» небольшой группы коммерсантов.
Глава администрации Раздольевского сельского поселения Алексей Терин тоже против существующей сегодня в районе практики формирования властных институтов:
- Мне не нравится, что главу выбирает маленький коллектив внутри себя. Совет должен формироваться из представителей муниципальных образований. Они выбраны «от земли», знают, что нужно их избирателю. Приехали бы эти депутаты, поговорили бы с селянами. Вот я недавно был в деревне Ваулово. Встречался с жителями, спрашивал у них, что думают о борьбе в райсовете, о депутатах. Отвечают: «заклевали мужика». Ни одного из этих депутатов они в глаза не видели, а Фирсов за два года работы приезжал к ним дважды.
Терин подчеркивает, что поддерживает главу района не только как символ сопротивления узурпации власти узким кругом людей с общими коммерческими интересами:
- Здесь принципиальна именно личность конкретного человека. Глава района даже при нынешних ограниченных полномочиях является гарантом законности. Он как работодатель контролирует деятельность главы администрации. Отслеживает расходование бюджетных средств, сделки с муниципальным имуществом, может какие-то документы не подписать. Личная честность в данном случае ‑ большой профессиональный плюс. У нас на выборах в Госдуму тоже пытались организовать свою «Ладогу». На двух заводах были организованы временные избирательные участки, на которые не могли прорваться ни наблюдатели, ни члены УИК от партий. Заводские охранники не пускали. Приехал Фирсов, вызвал прокуратуру, заставил открыть эти участки...
Возможно, именно срыва выборных фальсификаций Фирсову и не простили. Тем более что впереди - выборы губернатора, депутатов ЗС области. Всякие честные-принципиальные сильно мешают местным кудесникам выборных махинаций. Вот и получил Алексей черную метку.
Версии
и слухи
Такая версия в городе обсуждается. Но большинство кольчугинцев сходится на том, что главная причина, по которой депутаты горсовета повадились ставить «неуды» главе района в надежде отрешить его от должности, лежит в коммерческой плоскости.
Поговаривают, что вся «спецоперация» была затеяна ради того, чтобы главой района избрать С.А. Тихомирова. Он будто бы будет рулить райсоветом на неосвобожденной основе, чтобы не бросать свою коммерческую деятельность. А она якобы сводится к управлению бизнесом главы администрации Андрея Митрошкина (фирмы Митрошкина и Тихомирова зарегистрированы по одному юридическому адресу). Если это так, то комбинация проглядывает удивительная. Фактический хозяин бизнеса (передавший его временно в доверенное управление) ‑ глава исполнительной власти. А его управленец ‑ глава законодательной ветви власти. Весь район - в одних руках. Никто не мешает «вести дела». Напомним, к слову, что как раз Тихомиров вел недавнее заседание райсовета, на котором депутаты поставили второй «неуд» работе Фирсова. Этот же Тихомиров предложил удалить из зала прессу. На кольчугинских форумах уже обсуждают, что из этого может получиться: «Все просто! Есть убыточный актив. Главадмин дает предложение на его продажу. В Совет своим прилизам дает команду - фас. Совет большинством принимает решение - продать. Главадмин со своей командой выставляет. Покупателей два: купец и дольщик купца. Продают срочно, не изыскивая лучших покупателей. И все! Продано за минимум, и все в шоколаде. Имущий сливает всем зависимым по копейке, а сам заработает на продаже ого-го. Дальше больше! Эти зависимые уже на крючке и теперь зависимы от него. Вот так! Какое пополнение бюджета? Какое увеличение доходов? Я сам экономист и знаю, как все происходит. Можно было назначить максимальную стоимость и ждать с уменьшением сроков и стоимости. Схема олигархов. Главадмин уже считает себя хозяином района, и все поют в его хоре. Нет в этом хоре Фирсова - и его это бесит!»
А вот еще один комментарий с другого форума: «Митрошкин, формально переписав ТД «Купец» и другие активы на сына, залез во власть с черного хода. Целый год судился с Карповым за должность главы администрации. Зачем, ворочая миллионами, лезть на зарплату чуть более 20 тыс. руб.? Последние годы у власти стояли именно такие. Представить трудно, на сколько они нас ограбили. Фирсов им - как кость в горле. Без него все было шито-крыто. Вся эта властная тусовка десятилетиями пьет нашу кровь. Кольчугинцы! Проснитесь! Думайте, за кого голосуете, кого вам навязывают. Митрошкина никто не выбирал, его выдвинули. Пусть задвинут обратно. Во власти ему не место. Место пусть определит областная прокуратура, которую, надеемся, он еще не купил».
Мы, во-первых, обращаем внимание, что эти эмоциональные мнения кольчугинцев являются не констатацией факта, а оценочными суждениями. Однако тема борьбы против Фирсова в городе и районе активно обсуждается, и вопросов к главе администрации Митрошкину и поддерживающим его нардепам райсовета действительно накопилось немало.
Не пора ли
подумать о людях
- Депутаты райсовета выставили главе района в прошлом году «неуд», а работу всех комиссий признали удовлетворительной. Как это может быть? - удивляется Михаил Марьяновский. - Получается, по частям все подразделения работают хорошо, а командир никуда не годится? Так не бывает...
А вот к работе главы администрации у Марьяновского как раз конкретные претензии:
- Есть у нас недостроенная школа в микрорайоне № 1. Сегодня дети из этого микрорайона в ближайшую школу идут около получаса, пересекая опасные участки дороги. Строительство школ ‑ это муниципальная обязанность, но не у всех муниципалитетов на это хватает средств. У нас же была возможность попасть в областную программу. Губернатор давал 70 млн. Район должен был добавить где-то 12 или 17 млн и взять обязательство, что к 1 сентября заработает хотя бы начальная школа. За это хвататься нужно было обеими руками. А Митрошкин на заседании Совета говорит: «Пусть область даст 100% финансирования. Нам не нужна недостроенная школа, денег не найдем». На другие дела почему-то находятся деньги. На школу, видите ли, не найдем...
Не нашел глава администрации при поддержке большинства депутатов и средств на газификацию села Ельцино.
- Село вошло в программу газификации области. От района нужно было 700 тысяч, остальные деньги дала бы область. Финансовая нагрузка на селян была бы минимальной. Митрошкин на Совете доказывает, что на газификацию 700 тысяч нет. Хотя они заложены были под областную программу, о чем я твердил депутатам, - возмущается глава администрации Раздольевского сельского поселения. - Но депутаты поддержали главу администрации. Зато почти такая же сумма нашлась на забор вокруг очистных сооружений в Бавленах. Мы газификацию Ельцино все равно ведем. Только уже на средства жителей. Они, конечно, очень «благодарны» за это депутатам и Митрошкину.
Как устанавливаются приоритеты при распределении бюджета? Алексей Терин признается - для него это загадка:
- Взять дороги. У нас сейчас 18 дорог «без хозяина». Их нужно поставить на баланс в районе, а затем решать вопрос с передачей на региональный или муниципальный уровень. Но сначала их должен принять район. Я подаю список приоритетных дорог, соединяющих наиболее крупные населенные пункты. Непонятно, чем руководствовался Совет, но в первую очередь они поставили на учет 800 метров дороги, соединяющей нежилые деревни Святково и Лаврово. Там по три дома в каждой деревне. Там даже электричества нет! Почему эту дорогу поставили на баланс? Ее же теперь обслуживать нужно! А кто будет контролировать, сколько раз там чистили снег зимой, если никто не ездит и не живет там? Для чего это делается? Для людей - или чтобы деньги списывать? Почему Совет отменил половину автобусных рейсов в нашем МО, в котором сосредоточена половина населенных пунктов района и которое занимает 49% территории? Но зато депутаты заняты очень важным делом - чуть ли не ежемесячно ставят вопрос о деятельности главы района!
Результат всей этой «деятельности» пока такой: реальных дел немного, а народное недовольство уже перехлестывает через край. И направлено оно вовсе не на главу района Алексея Фирсова.