Речь пойдет о сохранении и укреплении здоровья детей, дошколят и школьников, ‑ самом ценном капитале нашей страны и каждой ее семьи. Наблюдая за тем, как в расписании второклашек появляются пятый-шестой уроки, как школьные ранцы становятся все более неподъемными, а домашние задания ‑ более объемными, хочется протестовать. И напоминать: здоровье детей - важнейшая ценность и все, родители и педагоги, должны способствовать его укреплению.
Здоровый образ жизни и успешность
Здоровье на государственном уровне объявлено важным показателем личного успеха человека. Образовательная инициатива «Новая школа» декларирует индивидуальный подход к каждому ребенку, который сводил бы к минимуму все, что может привести к болезням. Новые федеральные государственные образовательные стандарты рисуют портрет выпускника, который выполняет правила здорового для себя и окружающих образа жизни.
- Для образовательных учреждений области тема сбережения здоровья не нова, - утверждает завкафедрой педагогики и психологии здоровья ВИПКРО Людмила Панфилова. - Лет 10 уже нарабатывается опыт. Реализуется медицинская модель. Открываются кабинеты ЛФК, используются фитотерапия и люстры Чижевского. Однако детские сады и школы должны не просто содействовать здоровью детей, а развивать его.
Интенсивность образования, усложнение образовательных программ требуют огромных затрат физиологического ресурса детского организма. При снижении ресурса здоровья школьники платят «высокую физиологическую стоимость», которая проявляется в виде функциональных расстройств, снижения адаптивных способностей, болезней. Причем есть дети, которые дают понять, что для них столько занятий ‑ это «перегруз», с помощью двигательной активности. Они «протестуют»: крутятся, ерзают, шумят. Это знак учителю: пора сделать передышку, хотя бы физкультминутку. Но есть дети, которые молча терпят все перегрузки, и для них это заканчивается болезнями.
- У каждого человека есть потребность в физической активности, - считает профессор кафедры анатомии и физиологии ВлГУ Николай Ларионов. ‑ Ему должны быть предоставлены условия по возрасту. Если ребенок растет, а двигательная активность не развивается, это к хорошему не приводит. Мы наблюдаем у детей синдром дефицита внимания, отклонения артериального давления, нарушение осанки. Вредит и неуемное использование антибиотиков, которые назначаются при лечении даже обычной простуды.
Инклюзив
Новый Закон «Об образовании» обговаривает инклюзивное обучение детей с инвалидностью. «Особого» ребенка по-прежнему можно отдать в специальную школу учиться по адаптированным программам. Региональные власти должны обеспечить ему качественное образование. И если здоровье ребенка позволяет, создать условия для его обучения в обычной школе. Согласно опросам, большинство здоровых школьников не против, чтобы вместе с ними учились «особые» ребята, а вот родители часто протестуют.
- Некоторые родители считают, что в случае совместного обучения все внимание учителей переключится на детей-инвалидов, - говорит эксперт по дошкольному образованию Лариса Сиднева. ‑ Но это мнение ошибочно. Современные методики позволяют организовать учебный процесс так, чтобы каждый ученик выполнял разные варианты заданий. Нужно вести информационную и психологическую работу с родителями обеих категорий детей. Убеждать, учить быть милосердными.
По мнению психологов, семьям, в которых подрастает «особенный» ребенок, необходима серьезная поддержка. У мам, которые зачастую остаются в одиночестве со своей бедой, порой возникает либо «комплекс жертвы», либо отгороженность от мира и привычка рассчитывать только на себя. Безусловно, ребенку из такой семьи инклюзивное образование поможет развиваться и чувствовать себя таким же, как все остальные дети.
Мнение специалистов
А вот что говорят учителя и психологи, у которых достаточно опыта в работе по укреплению здоровья ребятишек.
Татьяна Николаевна Овсова, директор основной общеобразовательной школы № 5 г. Гусь-Хрустального:
- Мы ставим задачу сохранения здоровья ребенка, которое у него есть при поступлении в школу. У нас 270 учеников от 6,5 до 15 лет. Наша школа - это областная опытно-экспериментальная площадка по проблеме сбережения здоровья. Несколько раз побеждали в региональных конкурсах, один раз ‑ во всероссийском. У нас помимо общеобразовательных классов в каждой параллели есть коррекционно-развивающие. Дети с задержкой в развитии - особые, требующие постоянного психолого-педагогического сопровождения. Мы их не выделяем. Но у нас особый учебный план. Есть уроки здоровья, на которых реализуется комплекс программ. К примеру, по профилактике вредных привычек, по формированию сознательного отношения к своему здоровью.
В зависимости от возраста уроки проходят в разных формах. Дети учатся, к примеру, управлять настроением. Плюс занятия с психологом, логопедом. Есть тренажерный зал для лечебной физкультуры. Специалист городского центра здоровья оказывает консультативную помощь. Работает с учителями физкультуры, с родителями. Учит профилактике плоскостопия, укреплению осанки. Ежедневно у нас две большие перемены. Мы включаем музыку, играем в подвижные игры в спортивном зале и рекреациях ‑ благо места у нас много.
Людмила Викторовна Шохрина, педагог-психолог основной школы № 5 г. Гусь-Хрустального:
- Отслеживаем каждого ребенка, оценивая уровень его тревожности, выясняем причину. Либо это из-за учителя, либо из-за отношений со сверстниками, или это идет из семьи. Возможно, ребенок боится не соответствовать требованиям окружающих. Тревожность напрямую связана со здоровьем. Если ребенок будет переживать, постоянно находиться в стрессе, то все отразится на его здоровье, успешности. Кстати, уровень тревожности у нас снижается на протяжении ряда лет. Это значит, что дети чувствуют себя в школе комфортно, легче переносят адаптационные периоды. При необходимости помогаем ребенку и родителям.
Маргарита Эдуардовна Соловей, учитель ОБЖ средней школы № 42 г. Владимира:
- Моя задача ‑ научить детей, чтобы они смогли обезопасить себя и окружающих во время различных жизненных ситуаций. В каждом ребенке стараемся раскрыть талант, сотрудничать с ним. Используем на уроках современные технологии. Игра всегда приветствуется. К примеру, в виде путешествия. Сначала идем в поход виртуально, проигрывая все опасности и трудности. В итоге дети подготовлены к тому, как себя правильно вести и как действовать. Говоря о вредных привычках, никогда не делаю это в форме запретов. Мы с ребятами начиная с 5 класса рассуждаем, о чем они в жизни мечтают и чего желают добиться, и можно ли этого достичь, употребляя алкоголь, сигареты и наркотики.
Татьяна Алексеевна Серукова, учитель физкультуры средней школы № 24 г. Коврова:
- В нашей школе обучаются дети с разными образовательными потребностями. В том числе с патологиями речи, зрения, с заболеваниями нервной системы. Моя задача - реализовать особую программу, которая включает оздоровительное, диагностическое, профилактическое и консультационное направления. Учу тому, чтобы мои ученики умели взаимодействовать, были дружными, развивались физически. Форма работы разная. К примеру, уроки с оздоровительной методикой. Физкультминутки со зрительной гимнастикой, релаксационными упражнениями. Есть индивидуальные занятия, включающие коррегирующую гимнастику, массаж стоп. Вне уроков устраиваем игровые программы с викторинами, организуем кружки. Приглашаем и тех, кто на домашнем обучении. Предварительные беседы проводим, и такого, чтобы здоровые дети отказались играть с инвалидами, не бывает. Результаты разные: одна девочка с ДЦП прекрасно танцует, а один мальчик заявил, что будет паралимпийцем. Это дорогого стоит! Конечно, ребенок с третьей группой здоровья в первую никогда не перейдет, но динамику физического развития и улучшения здоровья мы наблюдаем.
Зинаида Николаевна Трегуб, заведующая детским садом № 42 п. Вольгинского:
- Ведущий вид деятельности в детском саду - игра. Наш детский сад регулярно участвует в областных соревнованиях «Малышок», и меньше третьего места мы ни разу не занимали. Я сама в детстве была чахлой. На мое счастье, мне встретился замечательный учитель физкультуры Анатолий Михайлович Снятков. С тех пор я и занимаюсь спортом даже сейчас, в зрелом возрасте. Имею разряды по лыжам, легкой атлетике, стрельбе. У нас есть традиция ‑ совершать походы к мемориалу Гагарина. 25 километров на лыжах. Не все молодые люди могут пройти, а я могу. В нашем детском саду для воспитанников организованы две секции: для мальчиков ‑ акробатика, для девочек ‑ гимнастика. Проводит занятия замечательный инструктор по физическому воспитанию высшей категории Елена Ташкова. Для занятий мы приобрели специальные платформы ‑ степы, которые используем на разминке, во время соревнований и совместных с родителями игр. На территории детского сада есть футбольное поле с воротами, проложена лыжня. Все дети умеют ходить на лыжах. Я всегда радуюсь и горжусь своими повзрослевшими воспитанниками, когда они добиваются успехов и спортивных побед. Недавно двое наших выпускников, ныне школьников, заняли первые места на областных соревнованиях «Шиповка юных».