С помощью добровольных народных дружинников во Владимирской области (их у нас около 2 тысяч человек) в прошлом году проведено 3 тысячи рейдов, раскрыто 130 преступлений и больше 9 тысяч административных правонарушений, задержан 31 преступник. «Наведение порядка в нашем общем доме (а родина и есть наш общий дом) - наше общее дело», - считает и.о.начальника полиции УМВД Виктор Соболев.
О возрождении ДНД говорят давно и много. Силам правопорядка нужна помощь общественности, уверены эксперты. При этом, по некоторым оценкам, до 70% граждан готовы эту помощь оказывать. Весь вопрос ‑ как это организовать. Пока у членов дружин нет ни четкого правового статуса (так что, по сути, никто дружинникам подчиняться не обязан ‑ раз не предусмотрено какой-либо ответственности за неповиновение), ни социальных гарантий, ни конкретной материальной мотивации. А на одном энтузиазме в наше прагматичное время далеко не уедешь.На федеральном уровне соответствующий законопроект Госдума не может рассмотреть уже 8 лет. В области закон есть, но устаревший. Разработан новый проект. И вот его-то обсудили на «круглом столе» в УМВД России по Владимирской области.
Василий Герасимов, заместитель директора департамента административных органов и общественной безопасности областной администрации, назвал тему важной и интересной и предложил создать рабочую группу для изучения вопроса, поскольку на реализацию любой идеи так или иначе нужны деньги: «Идея - штука сильная. Но ее надо соизмерять с возможностями». А пока рабочая группа изучает вопрос, вполне может подоспеть и принятие федерального закона, тогда, дескать, не придется согласовывать все с федеральным уровнем.
Правда, Виктор Соболев тут высказал определенный скепсис: «Чего ждать? Госдума восьмой год включает этот закон в план!»
ДНД как явление, конечно, сохраняется и без законов. Но без законов все держится, что называется, на честном слове и воле руководителей. Директора предприятий, оказывается, напрямую организацией ДНД заниматься не могут, но именно они поощряют добровольных помощников силам правопорядка ‑ премиями, отгулами. Правда, директор Лакинского филиала ООО «Анаком» Виктор Ионов, признав, что помогать полиции надо, что жить всем хочется в спокойном городе, сказал, что молодежь в дружины не рвется: «У нас в ДНД ходят люди, которым 45-50 и больше лет, их прельщает то, что увеличивается отпуск. А для молодежи это мультик очень старый».
Что касается непосредственно обсуждаемого законопроекта, то он, конечно, устраняет большую часть законодательных пробелов. Но вопросы все равно оставляет. Например, в самой интересной своей для любого потенциального добровольца статье ‑ о моральном и материальном стимулировании. Благодарность, премия, ценный подарок, компенсация на приобретение проездных билетов, обеспечение бесплатными дровами, углем и т.д. - вот все, что там предусмотрено. Но и то отдельно оговаривается, что участники общественных объединений «могут поощряться» вышеперечисленными благами. То есть никто вам дров и премии не гарантирует ‑ могут дать, а могут не дать. А в качестве тех, кто дает, фигурируют органы власти, предприятия, учреждения «в пределах их компетенции». И если частное предприятие может при желании изыскать статью расходов на поощрение членов ДНД, то органам власти надо еще заранее предусмотреть средства в бюджетах. А бюджеты у нас почти сплошь целевые... По сути, именно об этом и сказал Василий Герасимов, предлагая создать рабочую группу.
Я поспрашивала знакомых с разным социальным статусом, что они думают об участии в ДНД. Не все это поддерживают. Много таких, кто рассуждает в стиле - «Я плачу налоги, с какой стати должен еще добровольно помогать тем, кому зарплаты платят из моих налогов?». Но, например, местные казаки это движение одобряют. Атаман Владимирского городского казачьего общества Дмитрий Чибисов с энтузиазмом говорил на «круглом столе» о патриотизме и участии в ДНД как одном из его проявлений. Правда, отметил, что «вопрос о преференциях» добровольцам надо бы рассмотреть ‑ дескать, есть регионы, где им по 25 тысяч платят... а его коллега, тоже атаман Михаил Петрусенко, когда был задан вопрос об инциденте с казаками на Белорусском вокзале в Москве, совершенно неожиданно и довольно грубо обратился к присутствовавшим на мероприятии журналистам (цитирую дословно):
- Чтобы вы достоверно отражали факты в своих публикациях и репортажах. Есть прецеденты. Мы знаем вашу братию. Я вас никого здесь не оскорбляю. И никому плохого не желаю. Потому что есть прецеденты. Поэтому все материалы в отношении казачества, пожалуйста, через авторизацию.
Озадачившись, мы поинтересовались: «Это как?». В ответ прозвучало бескомпромиссное: «А вот так!». Потом все же атаман Петрусенко пояснил, что в его понимании означает «авторизация»: «Это согласование с нами». На хоровое возмущение прессы казак жестко велел «прекратить дебаты», но пообещал, что на улицах с гражданами вместе с товарищами они будут «самыми лояльными».