Очень кстати в разгар весенних оттепелей и похолоданий и текущих крыш состоялась пресс-конференция начальника государственной жилищной инспекции администрации области Сергея Кириллова. Он напомнил, к чему призван и чем помогает жителям области этот надзорный орган.
На что жалуетесь?
А люди хотят от государственной жилищной инспекции (ГЖИ) многого, о чем свидетельствует поток обращений.
- Ежемесячно мы получаем порядка 200 обращений граждан, по которым проводятся проверки и в течение 30 дней заявитель получает ответ, - сказал Сергей Кириллов.
За 2012 год в ГЖИ поступило 2362 обращения граждан, по которым было проведено 930 контрольных мероприятий. По результатам проверок к административной ответственности были привлечены 144 физических и юридических лица, наложено 3 млн 201,5 тыс. рублей штрафов.
Много это или мало? Для 17 работников ГЖИ с одной единицей транспорта на всю область, включая районы, - много. А обид и претензий к работе ЖКХ у людей - море.
Вот Сергей Кириллов и напомнил, с чем именно лучше обращаться в жилинспекцию. Работает областная ГЖИ на предупреждение, выявление и пресечение нарушений действующего жилищного законодательства. Ведет надзор за сохранностью жилищного фонда, за качеством предоставления коммунальных услуг, энергосбережением (по нормам 261-го ФЗ) и соблюдением стандарта раскрытия информации о деятельности управляющих компаний.
Тарифы, вхождение в программы капремонта, изношенные сети городов и поселков ‑ этим другие органы занимаются. А пишут люди обо всем в жилинспекцию.
Вот самые распространенные темы обращений: о бездействии УК или председателей ТСЖ; о плохом отоплении, горячем и холодном водоснабжении; о порядке начисления и внесения платы за коммунальные услуги; о воровстве коммунальных ресурсов.
- Много поступает к нам обращений, в которых жители высказывают свои сомнения в честности работы той или иной управляющей компании, в целевом использовании денежных средств собственников, - сказал Сергей Кириллов.
Прозрачность
прежде всего
Именно прозрачности финансово-хозяйственной деятельности компаний, управляющих многоквартирными домами, уделяет особое внимание ГЖИ.
- Когда жильцы знают, куда и как расходуются их деньги, то снимается много вопросов и сомнений, - говорит Сергей Кириллов. - Кроме того, сравнение информации о деятельности УК позволяет жителям выбирать наиболее эффективные компании в условиях конкуренции.
В минувшем году ГЖИ добилась заметных результатов в реальном утверждении стандарта раскрытия информации. В 2010 году об этом было принято постановление правительства, которое обязывает УК и ТСЖ размещать информацию о своей деятельности по управлению домами в Интернете. А именно: публиковать информацию о своей деятельности на официальном сайте, определяемом Минрегионом (www.nosoun.ru), либо на сайте самой УК; либо на сайте администрации субъекта РФ (у нас - сайт ГЖИ - gji.avo.ru); либо на сайте органа местного самоуправления.
Сначала с раскрытием информации УК дело шло неважно ‑ не более половины компаний ЖКХ за два года выполнили требования постановления правительства. Но когда жилинспекция с октября 2012 года начала серьезно штрафовать нарушителей (привлекли к административной ответственности 41 УК), в Интернет к концу 2012-го вышли со своей информацией практически все компании.
Собственность - значит ответственность
- В Жилищном кодексе слово «обязанность» по отношению к общему имуществу собственников помещений применяется многократно, - отметил вторую сторону медали Сергей Кириллов. - Собственники обязаны проводить общие собрания, выбирать способ управления, устанавливать размер платы за содержание и ремонт, заключать договоры на предоставление коммунальных ресурсов и так далее. Но никаких санкций в отношении тех, кто не исполнил своих обязательств, нет.
Сегодня расклад по выбору способа управления многоквартирными домами такой: 50% домов области обслуживаются управляющими компаниями; 25% выбирают непосредственный способ управления; 11% создали ТСЖ. А вот жители 14 процентов - то есть более 500 домов - до сих пор не выбрали способ управления, технически эти дома никем не обслуживаются. Яркие примеры есть и в Костерево-1 (бывший военный городок в Петушинском районе), и в Александрове, и в других местах. Многое зависит от внимательного отношения муниципалитетов к этим ситуациям, полагает главный жилищный инспектор региона.
Случай
в Муроме
Но есть и другие факты: чуть ли не принуждение к выбору определенной УК. Вот что, в частности, сообщил Сергей Кириллов:
- Новая муромская управляющая организация «ОДК» - «Окружная домоуправляющая компания» - с 1 января 2013 года приступила к управлению 169 многоквартирными домами в округе Муром. В январе к нам в инспекцию начали поступать коллективные обращения от жителей о принуждении собственников заключать договоры на управление с этой УК. По обращениям нами была проведена проверка, при которой выявлено 16 нарушений требований Жилищного кодекса, допущенных этой компанией при заключении договоров управления.
На исправление дан срок до конца марта, иначе компания потеряет право на управление домами...
Функции
расширятся
Сергей Кириллов рассказал и о многократном расширении функций ГЖИ в скором будущем. Планируется, что инспекция сможет вести расследования по выявленным нарушениям, проводить правовую экспертизу муниципальных правовых актов, проверять полноту и достоверность сведений о деятельности управляющих организаций и ТСЖ. И делать еще многое для соблюдения жилищных законов, чего пока в функциях ГЖИ нет.