В Петушинском районе на борьбу со стихийными свалками привлекли даже церковь и слово Божье В 2011 году в области, по словам руководителя управления Росприроднадзора Петра Астахова, выявлено 1892 стихийные свалки. В 2012-м ‑ 1806. При нынешних темпах их ликвидации процесс займет два десятка лет. Цифры прозвучали на вчерашней межведомственной комиссии под председательством первого вице-губернатора Алексея Конышева. Вел заседание начальник госинспекции административно-технического надзора Александр Иванов.
Понятно, что убирать груды мусора из оврагов и придорожных канав можно бесконечно, они будут расти как грибы после дождя, пока система сбора отходов остается прежней.В Кольчугинском районе из 56 садовых товариществ только 11 заключили договор на вывоз мусора и имеют всего три контейнерные площадки. Наивно полагать, что москвичи, составляющие большую часть населения дачных поселков, повезут дурно пахнущие мешки домой. И где окажется этот мусор? В лучшем случае, на автобусных остановках, откуда по понедельникам он эвакуируется по линии департамента транспорта за счет средств, которые могли бы пойти на ремонт дорог. А большая часть отходов будет гнить в лесах нашей области.
Представитель Кольчугинской райадминистрации рассказал, что и ГИБДД на помощь привлекали, и посты на несанкционированных свалках выставляли, 900 тысяч рублей потратили на вывоз незаконных отходов. А толку ‑ чуть. И вряд ли он будет, пока контейнеры не появятся во всех садоводческих кооперативах. Загвоздка в том, что нет такого закона, чтобы заставить отдыхающих в складчину купить контейнер и регулярно платить за его опорожнение. Можно лишь попробовать убедить.
А замглавы администрации Петушинского района Александр Курбатов поделился своим опытом. Петушинские чиновники договорились с епархией и разместили вдоль дорог на традиционных местах вывала мусора баннеры. Мол, загрязнять окружающую среду грешно. Представитель райадминистрации верит, что это подействовало.
Петушинцев ставили в пример коллегам из других муниципалитетов не только за креативность, но и за дальновидность. В этом году там собираются ввести в эксплуатацию первую очередь полигона, построенного с участием инвестора. Объект на 60% будет муниципальным, что даст определенную свободу местным властям и в тарифной политике, и в принятии управленческих решений.
А вот Ковровская мэрия в будущее смотрит с опаской: во время весенних субботников объем мусора резко возрастет. Примет ли излишки Марьинка? На каких условиях? Все это мэрии города посоветовали решать напрямую с компанией-инвестором, раз муниципалитет не захотел в свое время участвовать в строительстве полигона.
Тема утилизации крупногабаритных отходов (отслужившей свой срок мебели, бытовой техники и т.д.) приобретает все большую важность. В законодательстве такого понятия вообще нет. Нет и порядка обращения с громоздкими ненужными вещами. Но сами-то они есть. И захламляют города и леса региона. По оценкам департамента природопользования, крупногабаритного мусора на несанкционированных свалках области ‑ около 12 тысяч кубов. Он накапливается, потому что вывоз и утилизация его обходятся значительно дороже по сравнению с обычными ТБО. Некоторые муниципалитеты проблему просто игнорируют. В Кольчугине, например, нет даже площадки для сбора такого мусора. Жители складывают его около контейнеров, а в обычные мусоровозы все это добро не помещается. В итоге город захламляется. Особенно неопрятным он становится после весенних субботников.
А вот в Гусь-Хрустальном нашли выход из ситуации. В прошлом году на городской свалке утилизировали 12,5 тысячи кубов крупногабаритного мусора. Население охотно относит его в бункеры, коих мэрией установлено 88. А если кто-то вынесет старый диван на дворовую контейнерную площадку, то портить лицо города этот хлам будет недолго. Один звонок в диспетчерскую службу, и в тот же день все будет убрано.
Словом, вариантов навести чистоту ‑ масса. Было бы желание...