4 апреля 2013 в 02:40

Строители Владимирского тракторного

После поражения немцев под Сталинградом в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 28 февраля 1943 года началось строительство Владимирского тракторного завода на северной окраине города за старой Юрьевской заставой. Уже в конце марта 5-е стройуправление Наркомстроя под руководством Сергея Петровича Лимонова приступило к строительству завода.  
Оно явилось, по словам секретаря горкома партии Мирского, «большим событием в жизни города, изменившим его лицо».
Под открытым небом
Кроме заводских корпусов во Владимире стал расти Тракторный поселок, первоначально застроенный бараками, казармами и общежитиями.
ВТЗ должен был выпускать тракторы «Универсал», которые ранее делал ленинградский «Кировский завод». В марте 1944 года из Ленинграда, только что разорвавшего блокаду, прибыли первые детали. Первые пять тракторов ВТЗ были собраны под открытым небом уже к середине 1944-го. И хотя официально днем рождения Владимирского тракторного завода считается 24 апреля 1945 года ‑ дата ввода в строй его первой очереди, ‑ мы считаем, что 70-летие начала строительства славного владимирского предприятия ‑ тоже достойная веха.
Строительство велось в условиях тотального дефицита. Заводчане сами добывали топливо на Панфиловском торфопредприятии, делали мебель для отделов. Не хватало механизмов, строительных материалов. Но прежде всего - квалифицированной рабочей силы.
По линии Наркомата среднего машиностроения на завод направлялись специалисты с автомобильных и тракторных предприятий страны. Получали назначение выпускники институтов и техникумов. Опытные инженеры и техники даже отзывались с фронтов Великой Отечественной!
Ивановский обком ВЛКСМ (Владимир до июля 1944 года входил в состав Ивановской области) мобилизовал на строительство тракторного завода 500 комсомольцев: «проверенных, выдержанных, сумеющих преодолеть любые трудности». К строительству, конечно же, привлекались жители города. Они отработали там на субботниках и воскресниках 26700 человеко-дней. Широко использовался труд заключенных и военнопленных: немцев и венгров.
Время тогда было суровое ‑ задание партии и правительства нужно было выполнить точно и в срок. А лучше ‑ с опережением срока. Администрация завода увеличила продолжительность рабочего времени. Всех мастеров переводили на казарменное положение. Строители и заводчане работали в две смены по 11-12 часов в день. Несмотря на то, что в 1943 году в стране вновь были введены выходные, на ВТЗ выходных не знали до 1946 года. Был случай, когда рабочие не уходили с завода в течение трех недель. Спали и питались прямо в цехах.
Для дополнительного привлечения квалифицированной рабочей силы на базе строительства ВТЗ была открыта школа ФЗО № 1. Ее учащиеся и выпускники в обязательном порядке работали на заводе. Руководство города и предприятия прибегало и к таким чрезвычайным мерам. Например, задержанные на станции праздношатающиеся передавались для работы на заводе. Ряд управленцев переводились на станки.
Уже в начале 1945 года персонал предприятия увеличился вдвое и составил 3226 человек (в т.ч. 1321 женщина и 610 подростков).
Тяготы
и невзгоды
Строительство производственных площадей шло с явным отставанием от нормальных бытовых условий. Даже в 1945 году в цехах не было питьевой воды и воды для мытья рук. Особенно страдали оторванные от семей молодые люди. Например, одной из проверок были выявлены шесть подростков «с наличием малокровия и упадка сил от недостаточного питания».
Подростки, как правило, жили в общежитиях, в плохих материально-бытовых условиях. Вот строки из документов 10-й городской партконференции: «Особенно нетерпимое положение в общежитиях ВТЗ. Корпус № 10, ком. № 10, Всполье. Живут 17 подростков 15-16 лет, бывшие воспитанники ремесленных училищ. Кроме коек, никакой обстановки нет. Ребята жалуются на холод и вшивость. Рабочий Дорофеев живет в комнате с 10 декабря 1944 года и до сих пор не имеет подушки и простыни. Рабочий Дульпин носит рубашку уже три месяца без смены. Семь человек ‑ бывшие воспитанники детдомов - никакой смены белья и одежды не имеют».
Отсутствие обуви и одежды было главной причиной высокого числа нарушений трудовой дисциплины. Тракторный завод занимал первое место по числу прогулов среди предприятий Владимира. В 1944 году там было осуждено за дезертирство 122 человека, а за прогулы ‑ 345. Суды выносили строгие приговоры. Например, трое работников были приговорены к 8 годам лишения свободы.
Повседневная жизнь женских общежитий омрачалась частыми вылазками военнослужащих. Солдаты, охранявшие пленных, почти ежедневно группами по 20-30 человек, в пьяном виде вечерами и ночами врывались в общежития девушек. Несмотря на их протесты, устраивали попойки, драки. А когда их не впускали, то ломали двери, били стекла.
Рапорт
Сталину
Однако, несмотря на тяжелейшие условия труда и быта, уже в декабре 1943 года все основные здания и сооружения были сданы в эксплуатацию. Одновременно со строительными работами велась подготовка производства к выпуску тракторов и запчастей к ним. К 1 января 1944 года было установлено 72 единицы оборудования, а к началу следующего года ‑ 975. В первые четыре месяца 1944 года было собрано кустарным способом 5 экспериментальных тракторов УН-2, а с апреля приступили к сборке У-2.
24 апреля 1945 года с главного конвейера сошел 500-й трактор. Закончилось строительство первой очереди завода. Этот день принято считать днем рождения ВТЗ. По этому случаю Сталину был направлен рапорт. В нем подводились итоги проделанной работы: «построены и введены в эксплуатацию: литейный корпус с заливочным конвейером и полной механизацией землеприготовления и подачи, кузнечный корпус, моторный корпус, тракторо-
сборочный корпус с главным конвейером, инструментальный корпус, компрессорная, котельная, железнодорожные и безрельсовые пути, линия электропередачи, трубопроводы. Введено в эксплуатацию 62 тысячи квадратных метров производственных и вспомогательных площадей, 24 тысячи квадратных метров жилых площадей, 78 километров трубо-проводов, 36 километров электропроводов. Все промышленные цехи построены капитально».
Объемы введенных в строй объектов и количество произведенной продукции впечатляют. Это был поистине трудовой подвиг, совершенный в условиях военного времени.

Анатолий Дорофеев
Фото из фондов ВСМЗ
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 23:59 Два человека госпитализированы после ДТП на трассе «Александров-Балакирево»
На трассе в Александровском районе Владимирской области вечером 7 мая произошло лобовое столкновение автомобиля «Лада Ларгус» и внедорожника «УАЗ». За медицинской помощью обратились 4 человека, двое из них отделались лёг…
вчера в 19:09 Муромлянина, решившего рассказать о «бомбе» роботу, оштрафовали на 200 тысяч
В Муроме суд вынес приговор крайне необычному телефонному террористу: мужчина решил «пошутить» о возможном теракте в разговоре с роботом колл-центра.