16 апреля 2013 в 02:59

Мало хорошо произвести. Надо хорошо продать

Фото: Натальи ЛАРИНОЙ
В пятницу Светлана Орлова искала точки соприкосновения интересов региональных производителей продуктов питания и торговых сетей. Площадка для совещания была избрана там, где хлеб всему голова - на Владимирском хлебокомбинате.  
«Как не было нашей продукции,
так и нет»
Решение проблем с присутствием местных товаров на прилавках сетевых гипермаркетов, их продвижение в розничной торговле ‑ эти темы одни из важнейших в программе действий нового главы региона. Пока всего 8-10% продуктов питания, которыми торгуют владимирские магазины, произведены в регионе-33. А надо бы 25%... Следом идут и проблемы: местные производители недозагружены, недополучена прибыль, снижается налогооблагаемая база, деньги выводятся за пределы региона...
Орлова говорит - торговля (это более 8 тысяч объектов) в нашей области дает почти 14 процентов ВРП. Платит миллиарды налогов (4,7 млрд в 2012 году). В отрасли занято 72 тысячи человек. Это хорошо.
Но продвигать (читай, продавать) владимирское у отрасли пока получается не очень.
Когда разрабатывался Закон «О торговле», сети протестовали против нормы, обязывающей их иметь в ассортименте до четверти продукции местных производителей. Кстати, Светлана Орлова была одним из разработчиков этого закона. Она напомнила о международной практике как раз по доле присутствия местных производителей на полках. И еще ‑ в выходные в Европе сети не работают, давая подзаработать магазинам «шаговой доступности».
- Закон мы приняли, - говорит Светлана Юрьевна. - Но как не было на полках нашей продукции, так и нет. Поэтому, уважаемые, ничего личного. Вы платите налоги в Москве. Выручка уходит в Москву. Вы продвигаете импорт. Давайте договариваться конструктивно. Иначе будем с вами конкурировать всеми дозволенными законом методами. Я при первом же удобном случае лично расскажу Владимиру Владимировичу Путину, как у нас работает Закон «О торговле», попрошу парламент внести в него необходимые изменения.
«Мы производим, а как вы продаете?»
Первыми высказывались производители. Председатель совета директоров Владимирского хлебокомбината Алексей Лялин тему взаимоотношений с сетями назвал болезненной. Хлебокомбинат сталкивается с проблемой продвижения своей продукции линии «Здоровье через хлеб», которой не дают времени на раскрутку:
- Не пошла сразу ‑ ее снимают с продажи. Законодательно вроде все продумано, но... Мы играем в игру «кто продаст дешевле». Но до бесконечности демпинговать невозможно. И даже если мы убеждаем сети брать нашу продукцию, дальше опять платим ‑ за полку. Такие дополнительные затраты составили в прошлом году 29,4 млн рублей. В этом году только за первый квартал мы уже выплатили 11 млн. За что? И как нам зарабатывать? В итоге рентабельность производства за 2012 год составила всего 1,1%. Разве можно в таких условиях модернизироваться? Не зря многие хлебокомбинаты закрылись. Конечно, можно печь дешевый хлеб из плохого сырья, не соблюдая технологию. Но мы не хотим и не должны терять качество!
Но терять качество нельзя ни в коем случае, считает Светлана Орлова. Ведь это здоровье наших граждан.
- Мы будем активно пропагандировать здоровый образ жизни, здоровое питание, разъяснять, какая продукция качественная, а какая ‑ нет, - говорит она.
Гендиректор Юрьевецкой птицефабрики Валерий Васильев поведал, как его предприятие выходит из положения. У фабрики 38 своих магазинов «шаговой доступности»:
- Мы доходим до каждого покупателя. Сегодня курица на ногах. Завтра уже на прилавке. Так удается распродавать львиную долю продукции.
Гендиректор жаловался на другое ‑ развозят продукцию у него 90 машин. Теперь на все нужно купить тахометры. А это ‑ десятки тысяч рублей за каждый прибор.
Директор ГУПа «Тепличный» Александр Дубов сказал, что лишь 42% его продукции реализуется в нашей области. И тенденция к уменьшению этой доли. Овощи из «Тепличного» развозятся по всей стране, а нам их достается все меньше, хотя спрос есть. Порой наши же огурцы, уехав в Москву, возвращаются во Владимир уже дороже и, естественно, вялые. С «Глобусом» «Тепличный» работал три года, а потом Дубову сказали: «У вас цена высокая». Да, дороже, чем у огурцов из Кабардино-Балкарии. У нас холоднее, затраты больше. Но кто сказал, что все мы непременно выберем, что дешевле?
«Мы бы рады продавать,
но как вы поставляете?»
У сетей свои резоны. Управляющая «Бимартом» Ольга Маслова признает:
- Потребитель голосует не только за самое дешевое. Мы работаем с «Тепличным» - их овощи идут на раз-два.
А вот гендиректору ЗАО по свиноводству «Владимирское» Анне Калугиной Маслова адресовала мягкий упрек:
- Вы, товарищи местные производители, иногда лукавите и не всю информацию доводите. Мы открыты для всех. Несколько раз просили вас заключить с нами договор на поставку мяса. Но не смогли заключить договор ни разу! То у вас продукции нет, то на «Микоян» все ушло... А я вас с удовольствием жду. И Юрьевецкую птицефабрику тоже. Но не надо нам предлагать продукцию по закупочной цене как в ваших магазинах. Дайте нам тоже небольшую наценку заработать!
Управляющий «Глобусом» Николай Баранов признал существование определенного недопонимания между сетями и производителями. И заявил, что торговля зажата рамками покупательского спроса. Дескать, если не берут, то магазин ничего сделать не может.
На мой взгляд, в этом заявлении есть определенное лукавство. Я сама постоянный клиент «Глобуса» и уже не раз наблюдала исчезновение с его полок местных товаров, которые с радостью покупала бы и далее.
Конкретно «Глобус» работает с 50 предприятиями региона-33. Почему не больше? У многих - сложности с ритмичностью поставок и качеством. Николай Баранов говорит:
- Поставщики должны понимать свою ответственность за постоянство продукции на конкретной полке. Особенно это касается сельхозпроизводителей. Тем не менее у местных производителей постепенно меняется менталитет поставок. Будем увеличивать долю местных. Мы им рады.
Светлана Орлова попросила управляющего донести до европейских владельцев гипермаркета главный посыл властей: продвигать местное. А «аграрный» вице-губернатор Вячеслав Гусев рекомендовал сделать в «Глобусе» целый отсек «Владимирский фермер» для всей гаммы продукции:
- Чтобы люди всегда знали, где искать владимирскую полку. И вы еще увидите, что выберет покупатель.
«Берем лояльностью и уникальностью»
Исполнительный директор Владимирской торговой ассоциации Владимир Ларин рекомендовал производителям больше внимания уделять магазинам «шаговой доступности». Они, дескать, лояльнее. Правда, эта лояльность порой не находит взаимности. Представительница «Эльдорадо» Наталья Ковтун рассказала о трудностях своей фирмы при работе с местными производителями:
- У нас процент местных производителей намного больше 25%. Но объема огромного у нас нет. Магазины маленькие. И многие по логистике не проходят или не хотят с нами работать. Те же «Тепличный» и Юрьевецкая птицефабрика. В преддверии праздников всегда проблемы. Большие сети обеспечиваются на 100%, а нам ‑ что осталось. Так, в прошлом году мы на Пасху остались без куличей и без яиц. А мы как раз в шаговой доступности. И люди к нам идут купить местное, родное. А нам не везут!
Впрочем, и производителей понять можно ‑ гонять транспорт по всему городу с развозом 20-30 кг товара для каждой точки ‑ накладно.
Директор муромского ООО «Макаров и компания» (21 магазин) Андрей Евстратов предложил:
- Не надо валить в одну кучу всех поставщиков и производителей. Они разные. И крупные сети с мелкими производителями работать не смогут.
Не из вредности - просто у них бизнес-процессы заточены под жесткую централизацию. К тому же и в федеральных сетях не медом намазано:
- У некоторых из них большое кладбище производителей. Они приходят к производителю, загруженному на 40% мощностей. Предлагают загрузку на 100%. Договариваются. Производитель думает - жизнь налаживается. Вкладывает деньги в расширение. И тут сеть требует снизить цены на 20%. А он вложился. И что ему делать? Либо падать на колени и работать на сеть, либо его уже нет.
Побороть федеральные сети по ценам и обороту еще никому не удавалось. Евстратов это понимает. И видит такой выход из положения: небольшие сети, маленькие магазины должны противостоять федеральным сетям уникальностью ассортимента. Его магазинчики уже это делают, торгуя тем, что в федеральные сети никогда не попадет: фермерской уникальной продукцией, вплоть до творога и моченых яблок.
Председатель комитета по бюджетной и налоговой политике областного ЗС Максим Васенин добавляет:
- Бороться с ценовым диктатом розничных операторов бессмысленно. Выбор делает покупатель. Можно сколько угодно ставить в магазинах нашу продукцию, но если покупатели ее не берут, для магазина оплата этой площади ‑ расходы в пустоту. Надо думать о другом ‑ о более активном продвижении наших торговых марок, о создании уникальных видов нашей продукции.
Постепенно участники разговора пришли к выводу, который озвучила Светлана Орлова, ‑ области необходимы логистические центры. По принципу советских продуктовых баз. Куда бы сельхозпроизводители свозили свое добро. В центре бы его доводили до товарного вида, проверяли качество и оттуда его бы разбирали магазины. Сразу нашелся и глава ОМСУ, выразивший желание стать участником пилотного проекта ‑ глава округа Муром Евгений Рычков.
Максим Васенин считает, что мы в области вполне законными и цивилизованными методами можем регулировать торговлю. Например, установлением ставки аренды земли. Пока у нас в некоторых районах ставка аренды в разы выше для маленьких магазинов и ниже ‑ для сетевых супермаркетов.
- Мы уже обратились по этому поводу в Счетную палату, - говорит депутат. - Думаю, правильно теперь соответствующее поручение во все районы разослать и установить равные конкурентные условия. А в идеале - сделать уклон в поддержку маленьких магазинов. Потому что именно маленькие магазины больше ориентированы на местных производителей.
Светлана Орлова решила провести подробный анализ ситуации и вновь собрать совещание в таком формате через два-три месяца.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
2 минуты назад Компания «Транснефть–Верхняя Волга» подвела итоги работы в области эколого-аналитического контроля
АО «Транснефть–Верхняя Волга» подвело итоги работы в области эколого-аналитического контроля за первое полугодие 2024 года. Мониторинг состояния окружающей среды проводился в зонах функционирования всех производственных…
30 минут назад Город Владимир претендует на статус культурной столицы 2026 года
В федеральном конкурсе пока участвуют 26 городов, но этот список может быть расширен, так как заявки принимаются до 26 августа. Стать культурной столицей может любой город, где постоянно проживают не менее 200 тысяч чело…