16 апреля 2013 в 02:59

Мало хорошо произвести. Надо хорошо продать

Фото: Натальи ЛАРИНОЙ
В пятницу Светлана Орлова искала точки соприкосновения интересов региональных производителей продуктов питания и торговых сетей. Площадка для совещания была избрана там, где хлеб всему голова - на Владимирском хлебокомбинате.  
«Как не было нашей продукции,
так и нет»
Решение проблем с присутствием местных товаров на прилавках сетевых гипермаркетов, их продвижение в розничной торговле ‑ эти темы одни из важнейших в программе действий нового главы региона. Пока всего 8-10% продуктов питания, которыми торгуют владимирские магазины, произведены в регионе-33. А надо бы 25%... Следом идут и проблемы: местные производители недозагружены, недополучена прибыль, снижается налогооблагаемая база, деньги выводятся за пределы региона...
Орлова говорит - торговля (это более 8 тысяч объектов) в нашей области дает почти 14 процентов ВРП. Платит миллиарды налогов (4,7 млрд в 2012 году). В отрасли занято 72 тысячи человек. Это хорошо.
Но продвигать (читай, продавать) владимирское у отрасли пока получается не очень.
Когда разрабатывался Закон «О торговле», сети протестовали против нормы, обязывающей их иметь в ассортименте до четверти продукции местных производителей. Кстати, Светлана Орлова была одним из разработчиков этого закона. Она напомнила о международной практике как раз по доле присутствия местных производителей на полках. И еще ‑ в выходные в Европе сети не работают, давая подзаработать магазинам «шаговой доступности».
- Закон мы приняли, - говорит Светлана Юрьевна. - Но как не было на полках нашей продукции, так и нет. Поэтому, уважаемые, ничего личного. Вы платите налоги в Москве. Выручка уходит в Москву. Вы продвигаете импорт. Давайте договариваться конструктивно. Иначе будем с вами конкурировать всеми дозволенными законом методами. Я при первом же удобном случае лично расскажу Владимиру Владимировичу Путину, как у нас работает Закон «О торговле», попрошу парламент внести в него необходимые изменения.
«Мы производим, а как вы продаете?»
Первыми высказывались производители. Председатель совета директоров Владимирского хлебокомбината Алексей Лялин тему взаимоотношений с сетями назвал болезненной. Хлебокомбинат сталкивается с проблемой продвижения своей продукции линии «Здоровье через хлеб», которой не дают времени на раскрутку:
- Не пошла сразу ‑ ее снимают с продажи. Законодательно вроде все продумано, но... Мы играем в игру «кто продаст дешевле». Но до бесконечности демпинговать невозможно. И даже если мы убеждаем сети брать нашу продукцию, дальше опять платим ‑ за полку. Такие дополнительные затраты составили в прошлом году 29,4 млн рублей. В этом году только за первый квартал мы уже выплатили 11 млн. За что? И как нам зарабатывать? В итоге рентабельность производства за 2012 год составила всего 1,1%. Разве можно в таких условиях модернизироваться? Не зря многие хлебокомбинаты закрылись. Конечно, можно печь дешевый хлеб из плохого сырья, не соблюдая технологию. Но мы не хотим и не должны терять качество!
Но терять качество нельзя ни в коем случае, считает Светлана Орлова. Ведь это здоровье наших граждан.
- Мы будем активно пропагандировать здоровый образ жизни, здоровое питание, разъяснять, какая продукция качественная, а какая ‑ нет, - говорит она.
Гендиректор Юрьевецкой птицефабрики Валерий Васильев поведал, как его предприятие выходит из положения. У фабрики 38 своих магазинов «шаговой доступности»:
- Мы доходим до каждого покупателя. Сегодня курица на ногах. Завтра уже на прилавке. Так удается распродавать львиную долю продукции.
Гендиректор жаловался на другое ‑ развозят продукцию у него 90 машин. Теперь на все нужно купить тахометры. А это ‑ десятки тысяч рублей за каждый прибор.
Директор ГУПа «Тепличный» Александр Дубов сказал, что лишь 42% его продукции реализуется в нашей области. И тенденция к уменьшению этой доли. Овощи из «Тепличного» развозятся по всей стране, а нам их достается все меньше, хотя спрос есть. Порой наши же огурцы, уехав в Москву, возвращаются во Владимир уже дороже и, естественно, вялые. С «Глобусом» «Тепличный» работал три года, а потом Дубову сказали: «У вас цена высокая». Да, дороже, чем у огурцов из Кабардино-Балкарии. У нас холоднее, затраты больше. Но кто сказал, что все мы непременно выберем, что дешевле?
«Мы бы рады продавать,
но как вы поставляете?»
У сетей свои резоны. Управляющая «Бимартом» Ольга Маслова признает:
- Потребитель голосует не только за самое дешевое. Мы работаем с «Тепличным» - их овощи идут на раз-два.
А вот гендиректору ЗАО по свиноводству «Владимирское» Анне Калугиной Маслова адресовала мягкий упрек:
- Вы, товарищи местные производители, иногда лукавите и не всю информацию доводите. Мы открыты для всех. Несколько раз просили вас заключить с нами договор на поставку мяса. Но не смогли заключить договор ни разу! То у вас продукции нет, то на «Микоян» все ушло... А я вас с удовольствием жду. И Юрьевецкую птицефабрику тоже. Но не надо нам предлагать продукцию по закупочной цене как в ваших магазинах. Дайте нам тоже небольшую наценку заработать!
Управляющий «Глобусом» Николай Баранов признал существование определенного недопонимания между сетями и производителями. И заявил, что торговля зажата рамками покупательского спроса. Дескать, если не берут, то магазин ничего сделать не может.
На мой взгляд, в этом заявлении есть определенное лукавство. Я сама постоянный клиент «Глобуса» и уже не раз наблюдала исчезновение с его полок местных товаров, которые с радостью покупала бы и далее.
Конкретно «Глобус» работает с 50 предприятиями региона-33. Почему не больше? У многих - сложности с ритмичностью поставок и качеством. Николай Баранов говорит:
- Поставщики должны понимать свою ответственность за постоянство продукции на конкретной полке. Особенно это касается сельхозпроизводителей. Тем не менее у местных производителей постепенно меняется менталитет поставок. Будем увеличивать долю местных. Мы им рады.
Светлана Орлова попросила управляющего донести до европейских владельцев гипермаркета главный посыл властей: продвигать местное. А «аграрный» вице-губернатор Вячеслав Гусев рекомендовал сделать в «Глобусе» целый отсек «Владимирский фермер» для всей гаммы продукции:
- Чтобы люди всегда знали, где искать владимирскую полку. И вы еще увидите, что выберет покупатель.
«Берем лояльностью и уникальностью»
Исполнительный директор Владимирской торговой ассоциации Владимир Ларин рекомендовал производителям больше внимания уделять магазинам «шаговой доступности». Они, дескать, лояльнее. Правда, эта лояльность порой не находит взаимности. Представительница «Эльдорадо» Наталья Ковтун рассказала о трудностях своей фирмы при работе с местными производителями:
- У нас процент местных производителей намного больше 25%. Но объема огромного у нас нет. Магазины маленькие. И многие по логистике не проходят или не хотят с нами работать. Те же «Тепличный» и Юрьевецкая птицефабрика. В преддверии праздников всегда проблемы. Большие сети обеспечиваются на 100%, а нам ‑ что осталось. Так, в прошлом году мы на Пасху остались без куличей и без яиц. А мы как раз в шаговой доступности. И люди к нам идут купить местное, родное. А нам не везут!
Впрочем, и производителей понять можно ‑ гонять транспорт по всему городу с развозом 20-30 кг товара для каждой точки ‑ накладно.
Директор муромского ООО «Макаров и компания» (21 магазин) Андрей Евстратов предложил:
- Не надо валить в одну кучу всех поставщиков и производителей. Они разные. И крупные сети с мелкими производителями работать не смогут.
Не из вредности - просто у них бизнес-процессы заточены под жесткую централизацию. К тому же и в федеральных сетях не медом намазано:
- У некоторых из них большое кладбище производителей. Они приходят к производителю, загруженному на 40% мощностей. Предлагают загрузку на 100%. Договариваются. Производитель думает - жизнь налаживается. Вкладывает деньги в расширение. И тут сеть требует снизить цены на 20%. А он вложился. И что ему делать? Либо падать на колени и работать на сеть, либо его уже нет.
Побороть федеральные сети по ценам и обороту еще никому не удавалось. Евстратов это понимает. И видит такой выход из положения: небольшие сети, маленькие магазины должны противостоять федеральным сетям уникальностью ассортимента. Его магазинчики уже это делают, торгуя тем, что в федеральные сети никогда не попадет: фермерской уникальной продукцией, вплоть до творога и моченых яблок.
Председатель комитета по бюджетной и налоговой политике областного ЗС Максим Васенин добавляет:
- Бороться с ценовым диктатом розничных операторов бессмысленно. Выбор делает покупатель. Можно сколько угодно ставить в магазинах нашу продукцию, но если покупатели ее не берут, для магазина оплата этой площади ‑ расходы в пустоту. Надо думать о другом ‑ о более активном продвижении наших торговых марок, о создании уникальных видов нашей продукции.
Постепенно участники разговора пришли к выводу, который озвучила Светлана Орлова, ‑ области необходимы логистические центры. По принципу советских продуктовых баз. Куда бы сельхозпроизводители свозили свое добро. В центре бы его доводили до товарного вида, проверяли качество и оттуда его бы разбирали магазины. Сразу нашелся и глава ОМСУ, выразивший желание стать участником пилотного проекта ‑ глава округа Муром Евгений Рычков.
Максим Васенин считает, что мы в области вполне законными и цивилизованными методами можем регулировать торговлю. Например, установлением ставки аренды земли. Пока у нас в некоторых районах ставка аренды в разы выше для маленьких магазинов и ниже ‑ для сетевых супермаркетов.
- Мы уже обратились по этому поводу в Счетную палату, - говорит депутат. - Думаю, правильно теперь соответствующее поручение во все районы разослать и установить равные конкурентные условия. А в идеале - сделать уклон в поддержку маленьких магазинов. Потому что именно маленькие магазины больше ориентированы на местных производителей.
Светлана Орлова решила провести подробный анализ ситуации и вновь собрать совещание в таком формате через два-три месяца.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
2 минуты назад Жительница Меленковского района фиктивно прописала в доме иностранцев
Прокуратура Владимирской области сообщает о передаче в суд уголовного дела в отношении гражданки, которая зарегистрировала в своем доме в деревне Адино четверых мигрантов.
37 минут назад Старинные ворота вернулись на Кремлевскую улицу в Суздале после реставрации
Закончено восстановление старинных ворот дома № 15 на Кремлевской улице в Суздале. Еще совсем недавно им грозило полное обрушение, но благодаря заботе Суздальского отделения Всероссийского общества охраны памятников исто…