В Москве, в Центральном доме актера, прошел фестиваль «Островский навсегда». Этот форум - часть большого многолетнего проекта Дома актера «Арбатские встречи», объединяющего театры российской провинции.
Конкретно этот фестиваль для нас примечателен участием в нем владимирцев. Сразу трех актеров нашего театра драмы пригласили в сборную труппу на заключительный спектакль фестиваля «На всякого мудреца довольно простоты»: народных артистов России Николая Горохова и Галину Иванову и молодое дарование Александра Аладышева. Кстати, от других театров-партнеров ‑ как московских, так и провинциальных - в этот проект позвали только по одному артисту. Зрители от придуманного Тихомировым проекта остались в полном восторге.Идея объединить в один спектакль актеров разных театров принадлежит известному режиссеру Павлу Тихомирову. Выбор делали театральные критики, посмотревшие «На всякого мудреца довольно простоты» по всей стране. Владимирский спектакль произвел на них очень хорошее впечатление, что, собственно, и объясняет выбор сразу трех артистов.
Николай Горохов, исполнитель роли Мамаева, убежден в «силе этого проекта»:
- Представьте ‑ разные актеры, из разных постановок. Костюмы все привезли свои. Сыгранности не было, потому что и репетиций-то как таковых не было. Фактически мы попали в экстремальную ситуацию, когда играешь и думаешь: интересно, скажет партнер эту реплику или нет? И что он скажет? Как себя поведет? В итоге актеры стали живыми в этих условиях. Все же - на импровизациях. Живое развитие действия. То есть автоматизм невозможен ‑ надо тщательно следить за репликами партнеров. Все время ведь подвох может быть. А в итоге получился потрясающе живой спектакль на гениальном литературном материале. Свежая интерпретация Островского. Жизнь сейчас такая же. Декорации сменились, но страсти все те же. Это интересно. А когда эти страсти живые, узнаваемые ‑ это уже больше, чем игра.
Галина Иванова (Глумова в спектакле) считает, что проект был придуман не столько для провинциальных артистов, сколько для москвичей:
- Они увидели другой театр. Театр, которым мы живем. А я убедилась, что мы не хуже столичных артистов. Мы не выглядели мельче этих артистов. Они сами нам об этом говорили. Да мы и не чувствовали себя мельче. Потому что мы все учились одинаково. А еще этот опыт показал нам, что актерское братство все же существует ‑ невзирая на то, где ты работаешь, в Москве или провинции.
Александр Аладышев (Глумов) на вопрос, не кружится ли голова от хороших рецензий на его работу и от приглашений работать вместе с народными артистами, ответил так: «Нос задирать никогда не надо. Даже если добиваешься каких-то успехов, это не повод быть собой довольным. Это лишь добавляет ответственности. В профессии ‑ предела нет. Всегда есть куда расти и чему учиться».
В конце нашей беседы с актерами Николай Горохов сказал о волнующем:
- Есть и грустный момент. Если бы нас финансировали так же, как театры в Тамбове, Ярославле, не говоря уже о Москве, мы бы добивались еще больше. А пока мы трижды не смогли на фестиваль в Сочи выехать, куда нас приглашают и где только Москва, Питер и Европа. Денег нет - на дорогу и перевоз декораций. А ведь это имидж области. Мы и сейчас замахиваемся на большие проекты и даже выходим из них победителями. Но я поражаюсь нашему директору Борису Гунину ‑ как при наших скромных возможностях мы еще умудряемся ставить спектакли высокого уровня. И дело не только в деньгах. Все эти годы мы привозили награды с престижных фестивалей, а нас часто даже поздравить не удосуживались. Хотя с приходом нового руководства региона у нас появилась надежда, что отношение к театру будет другим.