При подготовке и проведении V областного Дня сельского старосты в ноябре 2011 года немало было высказано критики в адрес местных органов власти по размещению и организации мест погребения. Закон относит эти вопросы к компетенции ОМСУ. Тема печальная, но она, увы, касается всех.
В январе этого года исполнилось шесть лет с того момента, когда местные власти в ответ на жалобы граждан пообещали жителям Чудинова, Малых и Больших Липок, Борзыни, Быковки, поселка Первомайский отвести новое место для погребения, о чем поспешили заверить областную природоохранную прокуратуру. Старое кладбище в границах села Малые Липки рядом со Свято-Смоленским храмом исчерпало свои возможности. Расширить его невозможно. Погост требует закрытия.
В Вязниковском районе, да и, наверное, в области, нет еще кладбища с таким уклоном местности, как в Малых Липках. Весенние талые воды, сильные летние дожди образуют водные потоки, которые, омывая могильные холмы, скатываются вниз к ручью, а затем попадают в Клязьму чуть выше городского водозабора. И это не устраивает население.
Сложный рельеф местности, пересеченный оврагами, тяжелые глинистые грунты, особенности водоснабжения населенных пунктов, использование каптажей, родников для питьевой воды, большое число коллективных садов, огородов жителей города и, наконец, правовой статус смежных земель, переданных в частную собственность, - все это затрудняет выбор участка для размещения кладбища. Необходимость нового места погребения обусловлена и тем, что, согласно принятым «Правилам землепользования и застройки с. Малые Липки», старое кладбище попадает в зону перспективной жилой застройки, что категорически запрещает федеральное законодательство (№ 8- ФЗ от 12.01.1996 г., ст. 16 п. 6).
В пройденные годы постоянно шла реорганизация органов местного самоуправления. Менялись главы администраций, чиновники разного уровня, депутаты. Но решение назревшей проблемы откладывалось. Захоронение умерших велось и ведется сейчас за оградой старого кладбища, прямо на полевой дороге при выезде из села М. Липки. Или там, где кто найдет место - рядом с другими населенными пунктами района: селами Станки, Золотая Грива, Пески, Меркутино, на кладбище микрорайона Нововязники, там, где имеются захоронения родственников.
В других селах правовые проблемы похожи. Кладбища не имеют официального статуса. Однако рельеф местности и территория позволяют вести захоронения в любом удобном направлении, что и делается без согласия и участия местных властей.
Выбранный в январе 2007 года для размещения нового кладбища земельный участок так и не был оформлен надлежащим образом, поскольку не отвечал требованиям законодательства, в частности ст. 16, 17 ФЗ № 8 от 12.01.1996 г. «О погребении и похоронном деле». Нарушаются санитарные и экологические требования к размещению нового места погребения.
Предварительные изыскания механических свойств грунтов, глубина залегания грунтовых вод были проведены и оплачены администрацией города спустя 9 месяцев с момента подачи заявления в районную администрацию. А необходимые заключения управления архитектуры и градостроительства на предмет соответствия градостроительной документации и управления сельского хозяйства об использовании и продуктивной ценности выбранного земельного участка, а также Управления Росреестра о его учетных данных и кадастровой стоимости и, наконец, заключение независимой экологической экспертизы - так и не были получены, поскольку за проведение всех необходимых изысканий требовалась оплата, а вот поручений о подготовке заключений местные чиновники просто не давали. Многие понимали, что юристы государственно-правового комитета АВО документы забракуют и вернут на доработку. Но амбиции руководства оказались выше здравого смысла: сказали - сделали.
Вместе с тем, не дожидаясь постановления губернатора Владимирской области о переводе земельного участка из одной категории в другую, разработки необходимой проектной документации, изъятия его для государственных и муниципальных нужд, было начато строительство дороги с разворотной площадкой за счет средств местного бюджета. Затраты только на строительство составили около 700 тысяч рублей. Однако щебеночное покрытие дороги и площадки сняли, оставив кучи земли и «корыто» со снятым плодородным слоем почвы и остатками бутового камня. На выкуп земельной доли площадью 4 га денег в местном бюджете (18 тысяч рублей) не нашлось. С изготовлением проекта перераспределения земель те же проблемы - нет денег в местном бюджете.
Основной причиной стало то, что участок не пригоден для размещения кладбища, так как является смежным земельным участком с утвержденной границей населенного пункта деревни Сингерь, которая была утверждена депутатами райсовета при принятии «Схемы территориального планирования Вязниковского района», «Правил землепользования и застройки», согласованных в области. Согласно федеральному законодательству, расстояние от границы селитебной территории до места погребения должно составлять не менее 300 метров.
Приоритет был отдан жилищному строительству. Жаль, что исполнительные органы власти не исполняют принятые решения депутатов райсовета. Хотя главы района сами являются депутатами и подписывают решения. Вопрос затягивался при прежнем главе района 4 года и вот уже 2 года не решается при вновь избранном. Отведение места погребения по максимальному размеру до 40 га снимало бы все проблемы захоронения не только для сельских населенных пунктов, но и для города Вязники лет на тридцать. Возникает вопрос: при таком количестве жителей в пригородной зоне, при перспективах застройки территории будет ли организовано новое место захоронения?
Сейчас ведутся работы по расширению городского кладбища в районе «Малаховая роща» путем обмена земельными участками с собственниками сельхоздолей. Однако, согласно картографическим данным, рассматриваемый участок по отметкам высотных точек расположен ниже прежнего кладбища, что приведет к его затоплению и к недовольству граждан.
В народе говорят: «покойник ждать не будет». А как думают местные власти и настоятель храма? Население ждет ответа уже шестой год.
В народе говорят: «покойник ждать не будет». А как думают местные власти и настоятель храма? Население ждет ответа уже шестой год.