Региональная общественная организация «Дети войны», официально зарегистрированная в 2011 году, сегодня имеет 18 районных отделений и насчитывает в своих рядах 57 тысяч человек. Только в областном центре в ней состоит 13 тысяч граждан.
- У них детства не было. Одна женщина вспоминает, как в свои 12 лет ей приходилось ухаживать за 22 коровами. Каждой нужно было минимум по два ведра воды в день принести, сена раздать, подоить каждую утром и вечером. И все это слабыми детскими ручками. А теперь выясняется, что в рабочий стаж ей это не вошло. У нас трудоспособный возраст отсчитывается с 14 лет. Другую женщину, тогда она ребенком была, немец топил, третью ‑ дважды водили на расстрел. И все дети войны недоедали.22 мая на рассмотрение в Госдуму в очередной раз будет внесен законопроект о льготах для детей войны - поколения, чье детство пришлось на военное лихолетье. Этот документ вносился в ГД уже дважды, но по непонятным причинам снимался с рассмотрения. Накануне третьей попытки одна из основательниц Всероссийской общественной организации «Дети войны», заместитель ее руководителя и председатель Владимирского регионального отделения Людмила Бундина рассказала о том, чего уже удалось добиться детям войны и каковы их дальнейшие планы.
- Когда наши отцы уходили на фронт, они успокаивали своих детей: «Даже если мы погибнем, то о вас позаботится государство». Но государство забыло о своих долгах, - сожалеет Людмила Александровна. - После военного детства это поколение ждала грустная старость: забвение, непомерные тарифы ЖКХ, дорогие лекарства. Их средняя пенсия во Владимирской области ‑ 7-9 тысяч. А уходили они на пенсию в начале 90-х, когда действовало негласное указание не оформлять инвалидности и не давать звание «Ветеран труда», что позволяло претендовать на какие-то льготы.
Цель организации «Дети войны» - приравнять эту категорию пенсионеров к труженикам тыла.
«Дети войны» - мощное проявление народной самоорганизации. Пожалуй, самая крупная общественная организация в стране ‑ 3 млн членов, отделения в 82 регионах. Пока нет своего отделения лишь в Чечне.
Но вскоре организация «Дети войны» будет зарегистрирована и в этом регионе.
- Меня наш земляк, ныне первый секретарь Чеченского рескома КПРФ, Магамед Ахматов пригласил приехать к ним к 22 июня и помочь в создании республиканской организации. Сказал, что Рамзан Кадыров обещал поддержку, - поведала Бундина.
Национальные одноименные организации с теми же целями создаются в Армении, Узбекистане, Белоруссии. Их учредители также обращались к владимирским активистам за юридической и методической поддержкой. Несколько месяцев назад с аналогичной просьбой к Бундиной обратились из Казахстана. Но там ситуация оказалась сложнее:
- Недавно казахские общественники снова вышли на меня и рассказали, что власти республики противодействуют появлению нового объединения. Мол, нет у них никаких детей войны, раз не было линии фронта. И, несмотря на это, организация все же была зарегистрирована.
Кстати, в некоторых постсоветских странах законы о льготах детям военного поколения действуют. Например, на Украине (с 2006 года) и в Латвии. Не говоря уже о том, что аналогичное законодательство давно существует в Германии.
- В этом есть что-то несправедливое, когда дети советских солдат-освободителей забыты страной-победительницей, а дети солдат вермахта получают компенсацию от немецкого правительства, - убеждена активистка.
Опасаясь, что и третья попытка провести законопроект через Госдуму как инициативу одной из фракций, «Дети войны» ведут кампанию в регионах, пытаясь организовать выдвижение законотворческой инициативы от региональных органов представительной власти.
- Чтобы инициатива была принята к рассмотрению в ГД, необходимо, чтобы ее поддержало не менее 43 субъектов РФ. Наш законопроект поддержан 36 регионами. Странно, что эту инициативу не поддержала наша область, в которой и зародилось движение, ставшее уже не только всероссийским, но и международным, - недоумевает Людмила Бундина.