Недавно в 68-й раз мы отметили День Победы. Но до сих пор миллионы советских солдат не захоронены. Пропавшими без вести все еще числятся около пяти миллионов человек. Большую часть работы по поиску и захоронению останков погибших воинов выполняют отряды добровольцев.
25 апреля бойцы поисковых отрядов «Альтаир» (Тамбовская область) и «Витязь» (Кольчугино, школа № 7) нашли в Кировском районе Ленинградской области на высоте «Безымянная» останки советского воина и его вещи. Была найдена и капсула солдатского медальона, по бумажному вкладышу которой установили имя. Погибшим оказался Алексей Ильич Большаков, 1901 года рождения, уроженец деревни Дунаевка Фроловского сельсовета Юрьев-Польского района.Известно, что его жена Евдокия Михайловна Большакова жила в Юрьев-Польском. Вместо адреса ‑ пометка «ФЗК «Авангард № 3». Алексей Ильич, возглавлявший один из участков красильной фабрики, был коммунистом и ушел на фронт одним из первых.
В том же окопе были найдены останки еще четырех солдат. Имя одного из них удалось установить по солдатскому медальону ‑ Григорий Васильевич Мартынов, уроженец Козельского района Смоленской, ныне Калужской, области. Личности троих бойцов пока не установлены.
Оборона Ленинграда ‑ одна из самых кровавых страниц нашей истории. В годы войны на Синявинских высотах и болотах, у деревень Мишкино, Тортолово, Гайтолово, Гонтовая Липка, которых сейчас уже не существует, проходил передний край Волховского фронта. Шли ожесточенные бои. Советское командование несколько раз пыталось наступать, чтобы прорвать блокаду города на Неве, а позже ‑ расширить полосу прорыва. В тех кровопролитных боях погибли и пропали без вести сотни тысяч бойцов и командиров Красной Армии. На каждой пяди этой земли лежат погибшие, но не погребенные защитники Родины.
До сих пор на ленинградской земле видны шрамы траншей и окопов, оспинки воронок, разбитые доты и блиндажи. Останки наших бойцов и командиров порой едва присыпаны землей, многие из них так и лежат с оружием в руках.
Почему они до сих пор не захоронены? Как рассказывают местные жители, на то, чтобы должным образом похоронить погибших солдат, в первые годы после войны не было ни сил, ни времени. Женщины и дети стаскивали трупы в канавы или воронки от снарядов и присыпали землей. Старались как-то отметить места захоронений, но со временем эти метки были утеряны. А затем, дабы забыть о войне, места сражений стали засаживать лесами, перепахивать.
Всего в рамках Всероссийской вахты памяти-2013 в Ленинградской области работали 45 поисковых групп. В том числе и владимирские ребята. Общими усилиями найдены останки 417 бойцов и командиров РККА, имена 22 человек установлены. Поиски погибших продолжаются.
22 мая в Косинском прошла торжественная церемония захоронения останков погибшего воина Великой Отечественной войны, на которую собрались десятки жителей села, ветераны, труженики тыла, дети войны, школьники, поисковики из Тамбова, Кольчугина, Владимира, Муромцева, представители органов власти. Встречал гостей духовой оркестр детской школы искусств.
У Алексея Ильича и его супруги не было детей. Личные вещи солдата поисковики передали племяннице Евдокии Большаковой Ираиде Федоровне Ерофеевой. Родственники погибшего воина, и.о. главы районной администрации Миловский, глава Красносельской администрации Жариков, член президиума районного совета ветеранов Ханов, участник Великой Отечественной войны Старцев, член совета ветеранов села Косинского Большакова, говоря о героизме красноармейцев в годы войны, выразили огромную благодарность поисковикам.
Эти люди разного возраста, разных профессий признаются, что участие в поисковых экспедициях ‑ потребность души, зов сердца. Каждый год они отправляются на Вахту памяти и считают огромной удачей, если еще одного воина удается исключить из списков пропавших без вести. Каждый из поисковиков может сказать: «Я не видел войны, но я помню...»
После митинга у обелиска в честь погибших воинов прошло отпевание защитника Отечества, которое провел благочинный Юрьев-Польского района протоиерей Сергий Соловьев. Останки воина были подняты из земли и преданы ей снова, но уже с подобающими воинскими почестями. Еще один солдат вернулся с войны, и имя его будет высечено на обелиске памяти.