28 мая 2013 в 01:13

Ритейлер versus поставщик: заклятые друзья?

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА.
На прошлой неделе руководители сразу нескольких комитетов Госдумы по приглашению врио губернатора области Светланы Орловой приехали во Владимир. Цель визита - проверить, есть ли у местных производителей доступ к полкам сетевых супермаркетов, и узнать, какого качества товары нам предлагают торговцы. Сверхзадача - найти справедливый баланс интересов производителей, сетевиков и нас, покупателей.  

Обходные
маневры
Репортажно описав марш-бросок делегации по владимирским торговым сетям («ВВ» от 15 мая), сегодня мы попытаемся погрузиться в серьезные проблемы, обсуждавшиеся депутатами, товаропроизводителями и ритейлерами на «круглом столе».
Что же выяснилось? Несмотря на законодательные ограничения, торговые сети до сих пор выкручивают руки производителям, взимая с них деньги за право доступа к прилавку. Закон о торговле запретил сетям взимать любые бонусы с поставщиков, кроме ретробонуса за объем проданного товара. Да и тот ограничили 10 процентами. Однако сети нашли лазейку. В договоре поставки дополнительные «поборы» не прописываются, закупочная цена может выглядеть приемлемой и достаточной, чтобы производитель остался с прибылью. Но одновременно с этим договором заключается договор на услуги. И вот в него уже «напихивают» все: и отчисления на маркетинг, и плату за выкладку, и скидки...
Есть и другой способ - договор заключается на поставку через дочернюю структуру. В результате реальная цена, по которой магазины берут товар у поставщика, значительно отличается от договорной. Производитель недополучает прибыль, у него нет средств на развитие, и в перспективе он может быть разорен более успешными конкурентами. Чаще всего ‑ иностранными.
Еще хуже, что иногда, чтобы не вовсе просесть с обороткой, производителям приходится работать с сетями «в минус». А куда деваться? Чтобы нагнать нужный объем продаж через множество независимых торговых точек, производителю требуется расширять штат отдела продаж, увеличивать транспортные расходы и т.д.
Гендиректор ОАО «Владимирский булочно-кондитерский комбинат» Сергей Деркач признался, что его товар реализуется в сети в ноль и даже в минус.
- Но я иду на это, используя «Глобус» как выставочную витрину для своих товаров, - подчеркнул он. - Для меня это - имиджевое сотрудничество.
Деркач, являясь соучредителем торговой сети «Росвкус», может позволить себе подобные маркетинговые ходы. А что делать остальным? Начальник владимирского УФАС посетовал, что по закону проверять они могут только договоры поставки. А там все нормально. Договоры на оказание услуг считаются добровольными и не подлежат проверке. Чтобы надзорный орган мог отреагировать, необходимо заявление от поставщика.
- А они боятся! - разводит руками Алексей Потанин.
Указал он еще на одну юридическую нестыковку: по подобным нарушениям срок привлечения к ответственности - всего 2 месяца с момента заключения договора. Часто из-за этого невозможно наказать сетевиков, даже если нарушения выявлены.
- Внесите поправки в КОАП! - просит Потанин думцев. - Либо два месяца с момента выявления нарушения, либо год с момента заключения договора. И необходимо обязать торговцев открыть информацию о закупочных ценах через Интернет.
Председатель Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая признала - бороться в одиночку производители не смогут:
- Мы понимаем, что производителю сложно заявлять претензии: его могут и «проучить». Нужна поддержка властей. Насчет региональной власти, врио губернатора Светланы Орловой - можете быть уверены, поддержка гарантирована. Но должны и муниципалитеты подключиться. Они больше остальных заинтересованы поддержать местное производство.
Цена
с сюрпризом
- Нужно в законе прописать, что все взаимоотношения ритейлера с поставщиком должны оформляться одним договором. Тогда мы сразу увидим, по какой реальной цене сети вынуждают производителя сдавать товар, и под проверку такой договор попадает, - предложила гендиректор ЗАО «Холдинговая компания «Ополье» Светлана Зрянина.
Председатель Комитета ГД по экономической политике Игорь Руденский подсказал, как уже сегодня высветить реальное положение дел. Проверить бухгалтерскую отчетность, с какого вида деятельности магазин получает основную прибыль - с торговли или с оказания услуг?
- А то плачутся, что торговля прибыли не приносит, и при этом хвастают, что каждый день открывают по магазину. Как это возможно, если нет сверхприбыли? - подхватил заместитель председателя Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. - Алчность торговцев беспредельна. Сетевики говорят, что на ходовой и социально значимый товар они делают минимальную наценку. Неправда! Если посчитать, сколько с рубля, заплаченного поставщику, они потом отбирают у него в виде «бонусов», получим скрытую наценку. По моему опыту реальная наценка на птицу составляет 25%-50%, на свинину ‑ 100%-300%, на овощи ‑ 50%-100%.
Но если бы все эти скидки-бонусы были единственным способом отъема денег у производителя!
- Нашу молочку со сроком хранения пять суток сначала увозим в Дзержинск, где у сетей распределительный центр. Оттуда она уже возвращается в магазины нашего региона, - выкладывала наболевшее Светлана Зрянина. - Товар несколько раз перекладывается. Нарушается температурно-влажностный режим. Срок реализации непосредственно в магазине сокращается до минимума. При высочайшей конкуренции. Мы в результате потеряли 30% от нашего сбыта по области.
- Сети подписывают договоры только на условиях 100-процентного возврата, - продолжает Сергей Деркач. - И они не переживают, что скоропортящийся продукт катается в другую область и обратно. Они не заинтересованы в соблюдении температурного режима, соблюдении сроков реализации. Испортится товар - вернут производителю, не заплатив. Убытки несем мы. Если бы ответственность за товар была поделена хотя бы пополам, то у производителя прибыль была бы выше и качество продукции улучшилось.
Говорили еще и о том, что торговцы заставляют производителей нести дополнительные траты, диктуя жесткий график поставок, требования к упаковке и т. п.
Другой
ракурс
У сетевиков также есть претензии к производителям.
- Хочу поделиться радостью, - начала свое выступление заместитель гендиректора «Глобуса» Елена Борисова. - После пяти лет переговоров нам наконец-то удалось заключить договор с комбинатом «Тепличный» без посредников. Не всегда так просто «завести» к себе крупного производителя. Хотя у нас нет возврата по многим позициям. Например, по хлебобулочной продукции. Не сумели расторговаться ‑ наша вина: просчитались в спросе. И с мелкими производителями мы готовы сотрудничать. Пытались организовать сельхозярмарку на своей территории. Вели переговоры с фермерами. Интерес к сотрудничеству обнаружился только у четырех производителей. А желание участвовать в ярмарке - лишь у двух.
Следом за Борисовой и еще несколько сетей пожаловались на местных поставщиков, не желающих регулярно, но небольшими партиями подвозить свою продукцию в магазины.
- Вы плачетесь о бонусах и заморочках с логистикой в «Магните», «Пятерочке» и других сетях, но идете все же к ним, тем самым помогая им конкурировать с нами, - возмущалась поведением производителей директор гипермаркета «Бимарт» Ольга Маслова. - Вы нам сдаете товар по 32 рубля, который у них уже продается за 30 рублей. И нас же вините, что мы вынуждены искать других поставщиков, чтобы удержать цену.
Региональные сетевики не против введения нижнего порога наценки. Как раз чтобы уйти от подобного демпинга федералов.
- Для нас, маленьких, это важно, как и система заявления публичной цены, - заявила директор ООО ТК «Алекс» Надежда Претека. - В наши сети войти легко, но крупные производители нами пренебрегают. А если заключают договор, то начинают диктовать, сколько ассортиментных позиций мы обязаны держать в активной матрице, несмотря на реальный спрос.
Итог клинчу поставщиков и продавцов подвел Сергей Лисовский:
- Многое, в чем обвиняют сети, на самом деле не их вина, а их беда. У нас пропало одно из важных звеньев в цепочке отношений производителей с поставщиками ‑ оптовые рынки. Во всем мире производитель не работает напрямую с сетями. Он сдает продукцию на оптовый склад, а оттуда ее уже разбирают покупатели: магазины, рестораны. Оптовый рынок уравнивает шансы крупного производителя и закупщика с мелким. Сейчас такой оптовый рынок возводится в Казани, второй должен появиться во Владимире. Это снимет остроту конфликта.
Принуждение
к миру
Тем не менее поправить законодательство нужно. Во-первых, ускорить принятие закона о контрафакте. Во-вторых, внести поправки в закон о торговле. В частности, снизить срок возврата и объемы скоропортящейся и хлебобулочной продукции. И ввести ограничение по наценке.
- Необходима минимальная закупочная цена на ряд социальных товаров и для всех остальных товарных групп - верхний барьер наценки, - подчеркнул Лисовский. - Без этого мы не сохраним производство, а потребитель не получит здорового питания. Почему в продуктах появляется пальмовое масло? Для снижения входной цены. Если она будет фиксированной, производитель гарантированно получит прибыль, а конкуренция пойдет по пути роста качества. Закроем возможность для импортного демпинга. В Европе такие законы действуют.
Лисовский вновь напомнил о своей идее запрета сетям работать по выходным, чтобы перенаправить трафик покупателей в малые магазины. Обещали думцы, что сети не получат новых льгот на прибыль, на увеличение квот трудовых мигрантов и либерализацию антимонопольных ограничений.
- Сети в кризис получали финансовую поддержку. На что она пошла? Нас не устраивает, что бюджетные деньги идут на поддержку импорта! Мы должны помогать своему производителю. Сегодня сетевики снова просят льготы на прибыль. Не будет им льгот, пока на полках не будет отечественного производителя. Они и раньше хотели смягчить антимонопольные ограничения, пересмотреть норму о 25-процентном пороге доминирования для торговых сетей, увеличив ее до 35%. Этого мы не допустим, - категорична Светлана Орлова. А Игорь Руденский обнадежил введением заградительных пошлин на импорт сельхозпродукции из Европы.
- Европа в кризис закрылась. Ввела высокие пошлины на ввоз сельхозпродукции. Посмотрим, какие ответные меры мы можем принять. Работаем над повышением пошлин на ввоз свинины. Есть возможность ввести полный запрет на импорт в рамках госзаказа.
Но самое главное, что обещано нашим предпринимателям, ‑ принятие закона о стратегическом планировании, в котором будут прописаны правила игры, стратегия и тактика политики импортозамещения.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
13 минут назад Александр Ремига рассказал о развитии экономики, туризма и праздновании 1000-летия Суздаля
23 июля на территории яхт-клуба на берегу водохранилища Содышка состоялась пресс-конференция заместителя губернатора Александра Ремиги. Он рассказал о развитии туризма во Владимирской области и раскрыл подробности праздн…
53 минуты назад Детский сад № 112 признан лучшим во Владимире
Он находится в Добром и считается общеразвивающим с художественно-эстетическим уклоном. В нынешнем году, напоминает пресс-служба администрация города, конкурс на определение лучшего детского сада проводился в столице рег…