Выступление Светланы Орловой на Госсовете уже получило немало комментариев ‑ главным образом благодаря реплике Путина в ответ на ее фразу: «Одно дело ‑ писать законы, а другое ‑ конкретно работать». Глава государства взял под защиту депутатский корпус и напомнил Орловой, что сейчас она столкнулась с законами, которые в том числе и сама Светлана Юрьевна принимала, будучи членом Совфеда. Хотя, если вдуматься, Орлова сказала чистую правду ‑ реальная жизнь российского региона далека от кремлевских и думских представлений о ней.
Но вернемся к содержательной части выступления Орловой.
Во-первых, на примере региона-33 Орлова показала одну из главных причин неэффективности и высоких цен в ЖКХ ‑ крайнюю степень монополизма. А раз положение компаний на рынке монопольно, у них нет ни желания, ни стимулов снижать издержки, привлекать инвестиции и развивать инновационные и энергоэффективные технологии.
Вторая серьезная проблема ‑ огромные долги коммунального комплекса за ресурсы. Причина ‑ расплодившиеся в этой сфере фирмы-«однодневки», которые фактически воруют ресурсы, не платя за них. Банкротства этих «живопырок» проходят для их руководителей юридически бесследно ‑ законы позволяют и даже Арбитражный суд поддерживает. А долги ложатся на плечи добросовестных плательщиков, населения, которое почти в 100 процентах случаев платит исправно.
Орлова предложила ввести ограничения по доступу на рынок теплоснабжающих организаций, имеющих уставный капитал менее 1/6 своего годового оборота. Ввести ответственность собственников имущества своим имуществом при заключении договора поставки газа.
Орлова обозначила объективные трудности: высокий износ коммунальной инфраструктуры и отсутствие условий для долгосрочных инвестиций, без которых невозможно провести модернизацию отрасли. Однако мы с вами знаем, что в регионе есть крупные компании в сфере ЖКХ, которые все же инвестируют в отрасль. Орлова, кстати, не только называет проблему, но и предлагает путь ее решения:
- На решение проблем коммунального комплекса Владимирской области необходимо 34,1 млрд рублей. Деньги огромные. Обеспечить их тарифами нельзя. Выход один ‑ привлекать инвестиции. Мы готовы вести работу по заключению концессионных соглашений. Предлагаем также рассмотреть возможность финансирования за счет средств Фонда ЖКХ самих объектов коммунальной инфраструктуры, а не процентной ставки по их долгосрочным кредитам. При этом привлекать средства инвесторов в размере 50% от стоимости строительства и реконструкции объектов, увеличив критерий по численности населения до 350 тысяч человек.
Эту часть выступления Орловой владимирские коммунальщики слушали очень внимательно. Для многих из них это долгожданное предложение.
Еще одна болезненная тема - произвольная тарифная политика, при которой разница в тарифах даже в пределах одного муниципального образования просто колоссальная. Предложение Орловой ‑ установить единый экономически обоснованный тариф.
- Планируем ограничить с 1 июля 2013 года рост платежей граждан за коммунальные услуги. Разрабатываем дополнительные меры поддержки ‑ к уже существующей системе адресной защиты. Оценочный объем компенсаций - около 298 млн рублей, - говорит она.
Важнейший вопрос ‑ энергосбережение и энергоэффективность. Работа в этом направлении пробуксовывает потому, что, например, счетчики должны ставить за счет ресурсоснабжающих организаций, а у них нет для этого денег. Взять деньги в кредит тоже часто невозможно из-за высокой процентной ставки и нестабильного финансового состояния организаций. Орлова предлагает на федеральном уровне рассмотреть варианты поддержки предприятий, инвестировавших капитал для повышения энергоэффективности экономики регионов, в том числе жилищно-коммунального сектора.
И, наконец, ‑ о том, что федеральное законодательство не успевает ни за реалиями жизни, ни за хитроумием управляющих компаний.
- У нас в области 163 управляющие компании, и к абсолютному большинству имеются претензии жителей и органов власти. Но организация любой новой компании превращается в военные действия. Старые не хотят уходить с этого проворовавшегося рынка. Тем более что требования к информации, которую они должны предоставлять, размытые и нечеткие, - сказала Светлана Орлова.
Она сообщила, что в регионе-33 принят закон «О регулировании деятельности управляющих организаций», но полномочий областной власти все же мало, чтобы навести порядок. Ее предложение ‑ принятие соответствующего федерального закона.