6 июня 2013 в 17:56

Актер и режиссер Владислав Миронов: «Нельзя идти на поводу у зрителя»

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА.
Владимирский театр «АнтиМиры» (Антреприза Миронова) был создан ровно пять лет назад. Первый юбилей театра совпал с юбилеем его создателя. 5 июня Владиславу Миронову исполнилось 65 лет. Уйдя с большой сцены, актер стал ближе к зрителю, но не пошел у него на поводу, отказавшись от развлекательных постановок. Говорить с владимирцами тет-а-тет Миронов предпочитает на языке Горина, Вырыпаева, Гладилина, Шмитта.

- Владислав Васильевич, в вашем театре проходят читки пьес современных драматургов. Идет ли владимирский зритель на такой эксперимент?
- Да. Столица уже давно ввела моду на читки, а у нас публика искушенная, ездит в Москву. Кто-то приходит ко мне в театр. При этом я не делаю рекламу, не работаю с распространителями. Я сам подбираю себе зрителя.
- Значит, в зрительном зале собираются не случайные люди?
- Мне нужен зритель, которому интересно жить. Мне не хочется, чтобы ко мне пришли посторонние люди, они будут разочарованы или не подготовлены. Один мой приятель, преподаватель, пригласил меня на лекцию, чтобы я сделал рекламу своего театра среди студентов. А я пришел в аудиторию и сказал: «Ко мне ходить не надо». Умный человек поймет и все равно придет.
- Важно заинтриговать зрителя с самого начала?
- Мне нужна публика, которая умеет читать между строк. Мой самый любимый зритель тот, кто любит иронию, самоиронию, уважает сарказм и любит разгадывать Эзопов язык. Поэтому один из моих любимых авторов - Григорий Горин. Немало подтекста было и в советских картинах. Я никогда не забуду разговор пожилой пары после премьеры фильма Ролана Быкова «Айболит-66». Жена спрашивает мужа, понравилось ли ему. Тот категорично отвечает: «Нет. Я не успеваю один подтекст разгадать, уже появляется другой». Это же очень интересно. У меня прямое общение со зрителем происходит постоянно.
- Приходилось спорить?
- Реакция, конечно, разная. Когда прошла читка пьесы Вырыпаева «Июль», где есть нецензурная лексика, мнения разделились. Одна преподавательница мне говорила, что не согласна со мной, что едет все время в троллейбусе, вспоминает пьесу и спорит, и спорит. Встречаю ее через полгода, а она снова мне говорит: «Владислав Васильевич, я все время с вами спорю». А я ей говорю: поймите, вы меня хвалите. Так или иначе, я вас задел. Радуйтесь, значит, у вас душа живая. А другая зрительница приехала ко мне с мужем после читки вся в слезах. Сказала, что я заставил их пересмотреть всю жизнь.
- Значит, задача - расшевелить зрителя, изменить его...
- В фильме Леонида Быкова «Зайчик» главный герой напевает прекрасную песенку: «Разве человек может без следа так уйти, как облако тает? Если в сердце чужом зажечь не смог ни надежд, ни любви, ни тревог... Если ты, человек, бесследно уйдешь, для чего ты живешь?» Вот чем я и занимаюсь. И не боюсь высокопарных слов. Своим ребятам на репетиции всегда говорю, что не ставлю перед ними глобальные задачи. Ставлю маленькую - изменить этот мир (улыбается. - Прим. авт.). Если я одного человека изменю, значит, и мир изменится.
- А зритель влияет на выбор пьесы?
- Как правило, нет. Но были вещи, которые вообще не приняли. Например, пьеса японского драматурга Кобо Абэ «Человек, превратившийся в палку». Японская драматургия подразумевает особый менталитет. Там жест очень многое значит. И еще она очень прямолинейна. Лучше, конечно, использовать Эзопов язык.
- В юбилейный вечер была премьера - читка пьесы Петра Гладилина «Мотылек»...
- Я четыре года пытался ее сделать. Она меня трогает, потому что она про настоящего полковника, эдакого «Батяню». Такие еще встречаются, их стало меньше, но они есть. Когда меня спрашивали, кого я хочу сыграть, я всегда говорил: не Гамлета, но русского мужика и как его высшее проявление - русского солдата. Я сам из семьи военного, поэтому застал такое понятие, как честь офицера. Руку - другу, сердце - даме, честь - никому. Ведь сейчас очень просто телевидение делает из всех звезд, мегазвезд, суперзвезд. Читаешь в Интернете, что любимый артист болен, открываешь ссылку и думаешь, а кто это? Сейчас многие понятия размыты. Поэтому у меня всегда перехватывает горло, когда я встречаю настоящих людей, живущих по чести, встречаю в том числе и в современных пьесах. Мне близка тема чести, стыда, настоящего офицера, который свою «звезду» заслужил. И не надо званий. Ведь на могиле величайшего полководца Александра Суворова просто написано «Суворов».
- И театр должен жить по этим же законам...
- Я не учу никого, не навязываю ценности, я просто напоминаю. Иногда нужно «выдернуть» из повседневного болота и себя, и моего зрителя. И я рад, что у меня это получается. Я понимаю, что отталкиваю какую-то часть зрителей. Но «если в сердце чужом зажечь не смог... Если ты, человек, так бесследно уйдешь, для чего ты живешь?». Я наследить хочу.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
26 минут назад За первые три месяца года во Владимирской области выявили 23 поддельные банкноты
Специалисты отделения Владимир Банка России по итогам первого квартала 2024 года констатируют почти двукратное сокращение выявленных поддельных денег в регионе. Так, за этот период было выявлено 23 подделки. Для сравнени…
сегодня в 09:03 Депутаты ЗС утвердили рост субсидии на медицинскую ипотеку и выплаты спасателям
Знаковые изменения внесли депутаты Заксобрания на заседании 23 апреля в областной закон о социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области. Вдвое вырастет субсидия на упл…