11 июня 2013 в 18:42

Владимир Седов: «Мне нравятся люди, которые не боятся сделать ошибку»

Лето. Геленджик. Кафе на Набережной. За соседним столиком компания. Знакомимся. Они из Новосибирска. А мы - из Коврова. «Ковров? Как же, знаем-знаем…» Сейчас про пулеметы спросят... И вдруг: «Ковров ‑ это там, где матрасы!». Оказывается, город оружейников славен не только своим оружием...

Долгий план
Этот ковровский бизнес-проект сегодня - один из крупнейших не только во Владимирской области, но и в ЦФО. Бренд, который знают далеко за пределами России. Компания с сотней работников выросла до холдинга с многотысячным персоналом. Впрочем, беседа с гендиректором холдинга «Аскона» Владимиром Михайловичем Седовым ‑ не совсем разговор об истории успеха. Скорее - размышление о целях и смыслах. Ведь далеко не каждый, кто хочет стать миллионером, задумывается ‑ а зачем они в итоге нужны, эти миллионы?
- Проект «Аскона» обречен на успех. И главное ‑ от меня уже ничего не зависит. Есть стратегия, все расписано на годы вперед, - уверен Владимир Седов. - Стратегия нужна не только бизнесу. Она вообще нужна. Человеку, городу, стране… Вот, например, Европа. Там невыгодно, да и не нужно быть богатым. Достаточно быть небедным. Обо всех потребностях - здравоохранение, образование, пенсия - заботится государство. Но очень высокие налоги. В Америке больше возможностей для роста в бизнесе. Это страна миллионеров. Но при этом о здоровье, образовании и обеспечении в старости граждане заботятся сами. А что в России? К какому пути мы ближе? Каков посыл федерального центра? Мне не совсем ясно - и это тревожно. Нужен «долгий план».
В «Асконе» написанием «долгого плана» занимались больше года. В 2004 году стратегия холдинга была утверждена. Она - до 2030 года. У меня нет сомнений, что хоть одна из задач не будет исполнена. Неважно, кем. Любой, кто займет руководящий пост, будет заранее знать, что делать.
Уверен, стратегия необходима и нашему региону. Радует, что врио губернатора Светлана Орлова с этим согласна. Это я понял, когда она побывала в Коврове. Выбор места встречи пал на «Аскону». Это не случайно. Вспомним недавний форум «Покупай владимирское!». Что за предприятия были? Да на 80% Ковров! А в Коврове, когда приехала Орлова, собирался городской совет директоров, стратегическое планирование обсуждалось. Пока в рамках совета директоров мы выработали стратегию развития города Коврова.
Про мэров
- Это же прерогатива муниципальных властей, мэра. Совет директоров не доверяет мэру?
- У Коврова были разные мэры, у всех были слабые и сильные стороны. Минусы обычно более заметны. Когда подходят очередные выборы, люди начинают «припоминать». Не выполнил то, другое, третье, стало быть - плохой. Начинают искать нового, хорошего. Но не бывает «хороших» или «плохих». Есть выполнимые или невыполнимые задачи. А еще бывает, что задач нет вообще. А если Коврову составить стратегию, то у любого человека, который возглавит город - разумеется, если он образован, культурен и не криминален, - просто не будет вариантов, кроме как выполнять прописанные задачи. Вопрос, плох или хорош очередной мэр, отпадет сам собой. А сегодня проблема в том, что первое лицо вольно круто менять курс развития. Поэтому и ходим по кругу ‑ один мэр решил идти направо, другой завернул налево. А у жителей спросили?
- Но это скорее не мэр, а сити-менеджер.
- Большинство СД того же мнения. Для Коврова больше подходит эта форма - сити-менеджер, исполнитель. А у нас в последнее время у власти все больше политики. Неужели недостаточно депутатов горсовета, чтобы осуществить взаимосвязь населения и власти? А управленческая деятельность ‑ это иное. Менеджеру нельзя скатываться на популизм. Социальный запрос нуждается в экспертизе, не всякое коллективное воззвание можно и должно тут же претворять в жизнь. Политик пойдет на поводу, бросит плановую работу из желания понравиться избирателю. А менеджер не отступит от намеченного плана, пусть даже ценой жесткой дискуссии. Главное - цель, результат. Добиться результата - тех же качественных дорог - можно различными способами. Главное ‑ целью будет не задабривание избирателей, а сами дороги.
- Но дороги ‑ лишь частность. Трудно представить, как можно жизнь целого города, живого многопланового организма, уложить в «условия задачки», пусть даже и с красивым названием «стратегия».
- Сложно, но возможно. Успех в бизнесе и успех города ‑ это разные вещи. Одной лишь прибыли недостаточно. Как говорится, не все можно купить за деньги… Цель должна быть четкой, конкретной и реально достижимой.
В Коврове цель нашлась. Правда, пришлось покорпеть. Когда в СД начали заниматься этой работой, первым барьером стало катастрофическое отсутствие объективных данных. Ведь чтобы прописать задачу, надо знать параметры. Отчетов у чиновников полным-полно, но большинство их содержат либо бесполезные, либо лукавые сведения. Чтобы из этого моря извлечь по-настоящему ценные данные, у нас ушло полгода. Я был поражен, когда увидел результат. Прочел и подумал: «Ну надо же, почему мне раньше это в голову не пришло! Цель ‑ рост населения! Ведь это и есть абсолютный показатель. Рост населения ‑ это жизнь, снижение ‑ смерть!». Разумеется, под ростом населения города надо понимать не только рождаемость, хотя и это тоже. Больше малышей ‑ замечательно. Но нужны мощные миграционные процессы. Ничего не имею против фразы про «резиновую Москву». Любой миллионник притягивает и заряжает людей. А что в Коврове? За последние 20 лет население сократилось на треть!..
- Отток населения и высокая смертность ‑ показатели, характерные не только для Коврова…
- Но именно в Коврове далеко не все плохо в сравнении со многими другими, на первый взгляд более благополучными территориями нашей страны! В чем преимущество? Да хотя бы в том, что за последние 20 лет в Коврове - случай почти уникальный в России - не только сохранились практически все промышленные предприятия, но и достигнут существенный рост. Никакие кризисы не помешали. Думаю, не стоит плакать об утраченных заводах «КЭЗ» и «Точмаш». Они ушли в небытие вместе с эпохой. Но на их месте не руины, не блошиные рынки, а новые производства. Пусть с долей зарубежного капитала, но это же здорово ‑ деньги идут туда, где им хорошо. С деньгами появляются рабочие места, значит, и люди, то есть ‑ жизнь. А уровень безработицы в Коврове? Один из самых низких по России в целом! Многие говорят: у города нет красоты и блеска. Но это лишь «упаковка», которую сделать несложно, было бы правильное целеполагание.
- Означает ли сказанное, что у Седова возникли амбиции мэра?
- Амбиции у меня направлены на развитие бизнеса. Но опыт менеджера, да и жизненный опыт позволяют сделать прогноз и дать рекомендации. Стратегия Коврова написана не «под кого-то», а для города. Лично мне, ковровчанину, надоело жить от выборов до выборов. Город должен двигаться по выбранному курсу, как рейсовый лайнер.
Цена поступка
- Публичное поприще не отвлекает от собственных бизнес-планов?
- У меня есть возможность заниматься стратегическим планированием вне «Асконы» именно потому, что я уже выстроил собственную стратегию и собрал команду, на которую полностью могу положиться. Для меня нет проблемы уйти в отпуск. Я могу уехать на несколько дней или на несколько месяцев, и ничего не завалится. Мне во многом повезло - «угадать» тему матрасов, встретить правильных, хороших и опытных людей, моих партнеров, в России и США. Повезло, что смог смирить гордыню. Хватило ума послушать людей, которые в жизни чего-то добились. Это очень важно - вовремя прислушаться… Ну, и кадры, конечно, решают все. Их не выбирать, а растить надо. У нас в «Асконе» это поняли давно. На предприятии существует система «паспортов сотрудников».
Это дневники достижений. В них отражаются все, даже вроде бы малозначительные успехи сотрудников. Чем больше «плюсов», тем больше шансов получить продвижение. Когда надо назначить руководителя проекта, кадровый резерв уже в наличии и готовности. Но и «легионеров» берем. Когда специалиста требуемого профиля или уровня компетенции нет. Последнее мое «приобретение» - замдиректора по качеству. Из Израиля. Я с ним заключил трехлетний контракт. В течение этого срока он выстроит систему контроля качества и подготовит преемника из числа работников «Асконы». Аналогичный опыт уже был - приглашали европейцев, чтобы наладить систему маркетинга.
- А что в подчиненных цените больше всего?
- Ну, само собой, профессионализм, дисциплину и тому подобное. А если говорить о моей индивидуальной оценке… Мне нравятся люди, которые не боятся сделать ошибку. И, кстати, за ошибку, если она связана с инициативой, никогда не наказываю. Это крайне важно для человека - знать, что он имеет право на поступок, а собственный опыт, пусть порой и негативный ‑ это его личное достижение. Способность сделать вывод, исправить собственный промах делает человека и увереннее, и успешнее. Сам предостаточно шишек набил, потому цену поступку знаю.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
2 минуты назад Во Владимирской области судят организаторов подпольных азартных игр
Петушинский районный суд вынес приговор в отношении двоих местных жителей. Они признаны виновными в организации и проведении азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, группой лиц по предварите…
46 минут назад Практика выплаты "откатов" обошлась владимирской компании в 1 миллион рублей
Во Владимире коммерческая организация «Оптима ЛТД» оштрафована на 1 млн рублей за совершение коррупционного правонарушения - так называемых "откатов". Компания поставляет на российский рынок запчасти для станков различно…