10 июля 2013 в 20:46

Родная кровь

Этой весной в вязниковском суде случилось событие, которое впору назвать рождественской историей ‑ таким счастливым оказался его финал. Под председательством судьи Нины Ивженко здесь слушалось дело о лишении родительских прав жительницы деревни Копцево Натальи Бориловой. В итоге 13-летняя девочка обрела новую семью во главе с родным отцом, который узнал о существовании дочери только осенью прошлого года. А первая встреча родственников состоялась около трех месяцев назад.

Чужие люди
…Жители Москвы Сергей Шаповалов и Наталья Борилова познакомились в 1997 году, расписались. Для обоих это был второй брак. В первом у каждого было по ребенку. Вот только если сын Сергея воспитывался родной матерью, то Наталья никакого участия в судьбе своей дочери не принимала ‑ она была лишена родительских прав. Супруги прожили в браке около двух лет и решили расстаться. К этому времени глава семейства успел приобрести на свое имя дом в Копцево. Думал даже о том, чтобы переехать сюда на постоянное жительство ‑ так надоела Москва. Но переезд самого владельца не случился. А вот его супруга, которая на тот момент еще официально числилась таковой, и ее младшая сестра стали сельскими жителями. В августе 1999 года Шаповалов привез их в Копцево, а сам вернулся в Москву. В очередной раз он оказался в деревне лишь в 2004 году, да и то вынужденно - восстанавливал утерянный паспорт.
После переезда в Вязниковский район Наталья недолго оставалась одна. Сожителем ее стал Александр ‑ неплохой, говорят, мужчина, имел работу. Да и Наталья в то время не сидела без дела: несколько сезонов работала посудомойкой в детском оздоровительном лагере «Сосновый бор». Сергею показалось, что бывшая супруга вполне довольна своей новой жизнью и сожителем. К тому же она сообщила ему, что у нее есть дочь, но показывать ее не стала, сославшись на то, что девочка спит. У Шаповалова, по его словам, и тени сомнения не возникло, что это совместный ребенок Натальи и Александра. С тем он и вернулся в Москву. Когда он решил жениться в третий раз, оказалось, что его брак с Бориловой был уже аннулирован ‑ по-видимому, Наталья сделала это без его участия.
Чужая дочь
Новую супругу Сергея тоже звали Натальей. Это был ее второй брак, от первого мужа у нее были две дочери. В 2008 году у супругов появился совместный сын Арсений. Сергей работал в солидной фирме, жена вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей. Жизнь шла обычным чередом, когда вдруг в декабре 2012 года Сергей узнал, что у него есть дочь Нелли, 1999 года рождения, зарегистрированная по адресу: деревня Копцево, дом 30…
Это известие было как гром среди ясного неба. А правда заключалась в том, что ребенок у Натальи родился ровно через девять месяцев после того, как она переехала в Копцево. Наверное, она и сама тогда не знала, что была беременна. Почему она не сообщила об этом Сергею, когда он приезжал для восстановления паспорта, история умалчивает. Возможно, тогда ее вполне устраивали отношения с Александром и она ничего не хотела усложнять.
Но через какое-то время события начали развиваться по другому сценарию. У Натальи появилась тяга к спиртному ‑ да такая, что гражданский муж, устав с этим бороться, ушел. Тем более что к этому времени женщина завела нового приятеля, который, видимо, ей больше подходил. Стало не до работы, не до ребенка.
С первого класса Нелли была помещена в санаторную школу-интернат. Другие дети, обучавшиеся здесь, хотя бы на каникулы разъезжались из казенного заведения по домам. Нелли же не имела такой возможности ‑ мать забирать ее не испытывала никакого желания, мотивируя это тем, что кормить ей ребенка нечем, и писала заявления, чтобы ту отправляли либо куда-то в лагерь, либо в приют. До школы девочку помещали в никологорский приют «Солнышко», позже - в Гороховецкий социально-реабилитационный центр «Семья». Даже когда Нелли была в «Солнышке», совсем рядом от Копцева, Наталья ни разу не навестила ее.
С 14 декабря 2009 года семья состояла на постоянном учете как находящаяся в трудной жизненной ситуации. А поскольку никакого улучшения не было, скорее ‑ наоборот, несмотря на всю ту немалую работу, что проводили и социальные работники, и педагоги, 25 июня 2010 года она была зарегистрирована в Едином банке данных семей, находящихся в социально опасном положении. Дошло до того, что встал вопрос о лишении Натальи Бориловой родительских прав.
Наконец-то вместе
А поскольку где-то в Москве у девочки был родной отец, у которого никто таких прав не отнимал, то появилась необходимость найти его и установить, как он настроен по отношению к дочери и в какой степени готов принять участие в устройстве ее дальнейшей судьбы. Так, 3 июня 2011 года Сергей Шаповалов был объявлен в розыск как утративший связи с родственниками. Поиски были успешны.
Встреча состоялась в присутствии педагогов. Шаповаловы приехали с подарком ‑ мобильным телефоном, приобретенным не для того, чтобы задобрить Нелли, а чтобы в дальнейшем быть с ней на связи. Купили торт, фрукты. Супруга Сергея Наталья оказалась очень милой, скромной женщиной. При виде Нелли она не могла сдержать слез, настолько ее тронула судьба девочки. Сергею же было приятно узнавать в дочери те черты, которые отличали и его самого: он тоже любил читать, а вот с математикой у него были проблемы. «О, это в меня, это в меня!» - с удовлетворением повторял он. Так что вскоре у педагогов, поначалу отнесшихся к гостям с некоторой настороженностью, сложилось о семье вполне благоприятное впечатление. А уже через две недели Нелли переехала к отцу.
Счастливый исход
На суд по иску управления образования ответчица ‑ Наталья Борилова ‑ не явилась. Тем не менее было принято решение провести судебное заседание, поскольку в суд от женщины поступило заявление с просьбой рассмотреть иск в ее отсутствие ‑ с лишением родительских прав она согласна. А из заявления в управление образования следовало, что она не возражает, чтобы Шаповалов забрал дочь из Вязниковской школы-интерната.
Сергей, выступивший на суде в качестве заинтересованного лица, пояснил, что действительно хочет воспитывать своего ребенка, очень хочет удочерить Нелли и его жена.
- Если бы в 2004 году, когда я приезжал в Копцево, Наталья мне показала Нелли, то я бы понял, что это моя дочь ‑ она как две капли воды похожа на меня в том же возрасте. После того как мы с ней познакомились в январе этого года, мы все стали ждать с нетерпением, когда она к нам приедет. Все члены семьи с ней подружились. С младшей из девочек ‑ Юлей - они вместе ходят в школу, готовят уроки, играют. С одноклассниками тоже сложились хорошие взаимоотношения. Никаких алиментов мне от Бориловой не надо.
Когда слово было предоставлено Нелли, она тоже высказалась за то, чтобы лишить ее мать родительских прав:
- Она ко мне подолгу не приезжала, не занималась моим воспитанием. Я успела от матери отвыкнуть, а в новой семье мне все нравится.
И вот вердикт судьи Нины Ивженко:
- Лишаем Борилову ее прав. Но никто не освобождает таких родителей от обязанности платить алименты ‑ и платятся они не взрослым, а детям. Поэтому алименты взыщем, а предъявлять исполнительный лист или нет ‑ это уже право Шаповалова.
…После заседания Сергей Шаповалов и Нелли выглядели счастливыми ‑ у них уже были куплены билеты на московский автобус. Не меньшую радость испытывали и все, кто принял участие в судебном заседании. Для работников опеки, по их словам, подобный исход дела ‑ одна из их маленьких побед. К счастью, такие победы становятся не такой уж редкостью.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:23 Приняты законы об оптимизации местного самоуправления во Владимирской области
Сразу несколько взаимосвязанных областных законов приняли 23 апреля депутаты Законодательного Собрания. Поэтому их и называют пакетом законов. А взаимосвязаны они тем, что открывают путь к преобразованиям в местном самоу…
вчера в 18:36 Людмила Романова представила доклад о своей деятельности депутатам Заксобрания
На апрельском заседании Законодательного Собрания Уполномоченный по правам человека во Владимирской области Людмила Романова представила свой ежегодный доклад на основе жалоб и обращений людей, поступивших к омбудсмену в…