10 июля 2013 в 20:49

Человек неба

Фото: Татьяны Либерман
«Владимирские ведомости» с удовольствием присоединяются к проекту «Генералы России», который осуществляют ресурс Военный интернет voenternet.ru и Министерство обороны РФ. Каждый месяц партнеры готовят интервью с одним из наиболее видных военачальников Российской армии, который говорит о войне, мире, трусости, отваге, человеческих отношениях и других простых, но существенных для каждого понятиях. Рассчитываем, что это будут не просто разговоры, а шанс иначе взглянуть на Вооруженные силы, заново узнать собственную армию, уважение и внимание к которой в последние годы, к сожалению, в значительной степени утрачены. На этот раз мы предлагаем текст о командующем 1-м командованием ВВС и ПВО генерал-майоре Игоре Макушеве. Игорь Юрьевич встретился с журналистами на территории военной части в Воронеже и рассказал все, что он думает об армии, о самолетах, небе, летных суевериях, летчиках, своем умении играть в хоккей, преданности и трусости, жизненном опыте и других интересных вещах.

О земле и небе, суевериях и традициях, смелости и ответственности
Генерал-майор Макушев Игорь Юрьевич - командующий 1-м командованием ВВС и ПВО Западного военного округа. Прежде всего он ‑ ас военной авиации. Заслуженный военный летчик РФ, летчик-снайпер. Будучи крупным военачальником, на котором лежит ответственность за небо над Россией, генерал до сих пор находит время для полетов на истребителе.
Он родился в 1964 году в Петропавловске-Камчатском. В 1985 году закончил Черниговское высшее военное авиационное училище, в 2006-м ‑ с отличием - Военную академию Генерального штаба.
Проходил службу на различных авиационных должностях, от летчика до заместителя командующего воздушной армией ‑ начальника штаба командования ВВС и ПВО в Дальневосточном, Ленинградском, Московском, Приволжско-Уральском, Северо-Кавказском военных округах. Освоил различные типы истребителей, имеет более 3000 часов налета.
Как командира, Игоря Юрьевича характеризует такая деталь. В его кабинете в штабе командования в Воронеже стоит огромный трофейный немецкий стол из набора замковой мебели, который используется для совещаний. Во главе стола ‑ кресло, но генерал никогда в него не садится, он предпочитает вести беседу, сидя напротив и глядя в глаза.
О летчиках
Чтобы стать летчиком, училища мало. Придется трудиться всю жизнь ‑ в нашей профессии нет предела совершенству, это уж точно.
О самолетах
Самолету все равно, кто ты, лейтенант или генерал. Самолет на погоны не смотрит. Вы с ним в небе ‑ одно целое. Ты чувствуешь его всем своим телом, а он ‑ тебя. Самолет в разрезе похож на живое существо: сосуды, сердце, мышцы. Не дай бог какая-то трубочка сломалась ‑ весь организм начинает болеть. И летчик в такие минуты тянет до последнего и чувствует себя спасателем: любой ценой довести, вернуть самолет на землю, а там техники разберутся.
О суевериях
Летчиков считают людьми суеверными. Я бы сказал так: в каждой части есть свои ритуалы, традиции. Перед вылетом, например, положено обойти самолет только с левой стороны. Считается, что так ты поступаешь к самолету уважительно, ну и осмотреть его получается лучше. А у техников другое поверье: когда самолет трогается с места, нужно подпрыгнуть и коснуться его крыла.
О боевой
раскраске
Почти в каждой летной части у летчиков есть свой символ: некоторые комара рисуют на фюзеляже ‑ типа, мал, но больно жалит. У других на воздухозаборнике ‑ хищная пасть акулы. Я лично к такой живописи отношусь спокойно, лишь бы не перебарщивали. Потому что окраска самолету ведь не просто так дается. У штурмовиков и вертолетов, например, «форма» камуфлированная, для ведения боевых действий. Истребители обычно голубого цвета, чтобы были меньше заметны силам ПВО противника на фоне неба. А у нашего самого нового самолета
Су-34 верх темный, чтобы его сверху на фоне земли не было видно, а низ ‑ опять же голубой, как небо. На мой вкус, в этом больше смысла, чем в самодеятельном творчестве.
О трудностях
Моя жизнь известна мне по крайней мере на год вперед. Все изгибы судьбы, как говорится, прописаны инструкциями и планами работы.
Я настолько втянулся в работу, что понятия «трудный день» для меня не существует. Критические ситуации, серьезные происшествия ‑ без этого, к сожалению, не обходится летная практика, такова специфика службы. И именно эти дни потом помнятся больше других... Поэтому надо не только уметь преодолевать трудности, но и выходить из каждой ситуации с наименьшими потерями.
О творчестве
В нашей службе две составляющие ‑ авиационная и противовоздушная оборона. ПВО ‑ более жесткая, фундаментальная система. А вот авиация ‑ это всегда творчество. Вот сейчас меня ждут командиры соединений, будут утверждать у меня планы учений. И я ожидаю такой творческий процесс, что кое-кому, как говорится, придется переделывать документы.
О романтике
Я летаю уже 30 лет. И никакой особенной романтики не замечал. Полет ‑ колоссальный труд: выходишь из самолета весь мокрый. Знаете, когда я получаю наибольшее удовлетворение? На земле, в конце взлетно-посадочной полосы. Когда освобождаешь ее ‑ вот здесь самый пик удовольствия! Ты все сделал честно, хорошо, качественно. А в небе нет никакой романтики, только работа.
О генералитете
Я никогда не мечтал стать генералом. Хотя и говорят, что плох тот солдат, который не мечтает об этом. У меня простой рецепт военной карьеры: надо работать. Будешь работать хорошо, тебя оценят.
Что такое генералы в России? Прежде всего, очень хорошо профессионально подготовленные, трудоспособные и в большинстве своем порядочные люди.
Меняются ли генералы в России? Сложно сказать. Я думаю, в российской армии меняются доктрины и оружие, а люди остаются людьми. Как говорят, каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Чтобы с генералом этого не случилось, необходимо всегда искать и находить в себе солдата.
О жизненном опыте
Нужно бояться только одного ‑ потерять самого себя. Для меня это основное кредо: всегда оставаться самим собой. Этому качеству ‑ постоянству ‑ я стараюсь не изменять.
О хоккее
В 48 лет я впервые в жизни встал на коньки. Вышел на лед и почувствовал себя беспомощным. Как же так? Я взрослый мужчина, неужели не смогу? Стал тайно заниматься, один, по ночам. И когда через месяц я преодолел этот барьер, то получил неимоверное удовольствие. Сейчас без хоккея уже не могу. Для меня как для командира хоккей ‑ это коллектив, в нем представлены разные интересы, разные сферы деятельности. Это важный опыт.
О мужчине
Мужчина в первую очередь ‑ это ответственность.
О женщине
Любимые женщины лучше всех нас знают, больше всех за нас страдают. Нам, мужчинам, только кажется, что мы сами становимся «крутыми» ‑ нет, такими нас делают любимые женщины. Ради них мы готовы на любые жертвы. Больно смотреть, когда их предают и оставляют.
О Родине
Я смотрю на Родину сквозь призму профессии. Родина ‑ это то, что я защищаю. То, чему я присягал. Она моя, а я принадлежу ей, это и есть моя жизнь.
О задачах
Главная моя задача ‑ добиваться максимально качественного результата с наименьшими потерями личного состава. Как говорится, великий полководец не тот, кто добивается успеха в сражении, а тот, кто добивается его с наименьшими потерями. В этом и состоит смысл работы любого командира.

Михаил Кожухов и Сергей Мостовщиков

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 22:39 В Гусь-Хрустальном районе пожарные тушат крупное возгорание на пилораме
В деревне Лесниково Гусь-Хрустального района с вечера вторника, 16 декабря, горит пилорама. К 22 часам сотрудникам МЧС удалось локализовать возгорание на площади в полторы тысячи квадратных метров.
вчера в 19:50 Во Владимире на фасаде Центра пропаганды ИЗО оживут картины Валерия Кокурина
С 24 декабря по 11 января, ежедневно, с 16:30 до 19:30 на фасаде областного Центра пропаганды изобразительного искусства жителей и гостей города Владимира ждет свето-музыкальное шоу "Любовь моя - Россия". Оно посвящено в…

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.