22 июля 2013 в 19:38

Кто превращает область в помойку?

Регион-33 становится выгребной ямой для соседних регионов. И роют эту яму люди, которые у всех на виду.

Под угрозой экологической катастрофы

Москва и Подмосковье задыхаются от мусора. Вырабатывая 20% всех бытовых отходов страны, столица проводит мусорную интервенцию в соседние регионы. Владимирская область ‑ одна из самых удобных территорий для этого, ведь ввозимый к нам мусор никто не контролирует. Что привозят на наши свалки мусорные дельцы: обычные ТБО или радиоактивные отходы? Этот вопрос - целиком на совести владельцев свалок и полигонов. А в их числе, к сожалению, есть люди, которым плевать на благополучие земляков и экологическую обстановку в регионе.

Не так давно врио губернатора Подмосковья Воробьев заявил - в связи с закрытием многих областных свалок и полигонов отходы из Москвы и Подмосковья будут размещать в прилегающих регионах. На эту инициативу с непонятной готовностью откликнулся директор департамента природопользования АВО Алексей Мигачев, мол, такое сотрудничество вполне возможно. Правда, врио губернатора Светлана Орлова тут же решительно заявила, что никакого мусора из Московской области во Владимирской области не будет. Но, как нам удалось выяснить, иногородний мусор уже давно «прописался» в нашем регионе, и с каждым днем его количество только увеличивается.

Власти Подмосковья хотят закрыть 24 из 39 существующих у них мусорных полигонов. Они уже не справляются с мегатонными потоками отходов. В нашей области ситуация аналогичная, если не хуже. По словам Светланы Орловой, во Владимирской области ситуация в сфере обращения с отходами далека от идеала: 119 постоянно эксплуатируемых свалок не имеют защитных сооружений.

Чиновники АВО в курсе этих проблем, которые копятся и не решаются у нас годами. К примеру, Алексей Мигачев еще год назад заявлял: «Ни одна действующая муниципальная свалка не соответствует требованиям природоохранного законодательства. Все они эксплуатируются с нарушением действующих норм».

А руководитель владимирского Росприроднадзора Петр Астахов утверждает, что Росприроднадзор лишен права присутствовать на объектах конечного размещения отходов. Дескать, ведомство может лишь реагировать на правонарушения по заявлению граждан или юрлиц, а контролировать или принимать превентивные меры не вправе. Получается, что любой нечистый на руку предприниматель-мусорщик может привезти на любой полигон любые ядовитые отходы, а меры наши чиновники примут только тогда, когда в окружающих лесах перемрет все зверье, а жители окрестных деревень попадут в больницы с отравлениями и хроническими заболеваниями.

Интересно... Область вырабатывает сотни тысяч тонн мусора в год. В летний сезон за счет московских дачников его еще больше. Подавляющая часть отходов вывозится на свалки и полигоны, которые давно пора закрыть, или просто сваливается в придорожных канавах, перелесках и оврагах. Отправляйтесь за город, сверните с трассы на любой проселок ‑ и вы обнаружите гниющие, дурно пахнущие, разлагающиеся, отравляющие все вокруг тонны отходов. Регион - на грани экологической катастрофы.

Но почему чиновники, зная о ситуации, не предпринимают шагов к устранению проблем? Более того, порой создают благоприятные условия для дальнейшего тотального загрязнения региона? Это вредительство? Халатность? Или прямая заинтересованность?

«У нас полторы тысячи федеральных чиновников, а их КПД по тем направлениям, за которые они отвечают, очень невысок», ‑ заявила недавно Светлана Орлова, слушая сбивчивый отчет Петра Астахова. Так что есть надежда, что скоро реальные факты о «мусорной интервенции» станут известны не только общественности, но и правоохранительным органам, и те все-таки предпримут решительные действия, чтобы поставить кордон на пути загрязнения региона.

Нефтешламовые могильники

Может, мы сгущаем краски? Ничуть. Достаточно взглянуть на новостные ленты владимирских СМИ... Еще и года не прошло, как область пережила «нефтешламовую эпопею». Минимум на три свалки области - в Марьинку, Тереховицы и Кольчугино - завозили отходы повышенного класса опасности. В Росприроднадзоре пытаются уверить, что опасные отходы сейчас вывезены из региона. Однако вспомним - Росприроднадзор в истории с нефтешламом и пальцем не пошевелил, пока тревогу не забили местные жители.
Кто поручится, что на других свалках региона нет подобных отходов и сегодня?

«Московский унитаз»

2011 год, Киржачский район, Першинское сельское поселение. Как пишет одна из областных газет, «мощные 40-тонные самосвалы со столичными номерами везут сюда отходы с очистных сооружений «Мосводоканала», деликатно именуемые илом. На самом деле это обеззараженные человеческие испражнения…».

Перед тем как отходы жизнедеятельности москвичей попали на киржачские поля, собственники земельного участка, решившие заработать подобным образом, обратились в администрацию района. Они утверждали, что из иловых осадков будут делать компост и в виде готового удобрения продавать москвичам для выращивания цветов и травы на газонах. Администрация поверила предпринимателям. А вот жители близлежащей деревни Финеево (более 120 жителей) высказались против.

И дело не только в неизбежном зловонии, но и в возможном попадании в почву опасных солей тяжелых металлов. Как проверить на их содержание десятки тысяч тонн отходов?.. Но мнение населения на публичных слушаниях имеет лишь рекомендательный характер. Собственники земли, на которой раньше выращивали пшеницу и рожь, оформили необходимые разрешительные документы, и самосвалы с фекальными массами пошли на поля.

Спустя год журналисты вернулись к этой теме. Уже не только жители Финеево, но и других окрестных населенных пунктов били тревогу, протестуя во всевозможные инстанции. Но «иловый» бизнес успешно набирал обороты. Жителей никто не слушал…

Вот другой пример - со свалкой в Собинском районе, рядом с деревнями Одерихино и Назарово. Московские предприниматели завезли сюда целый карьер таких же «иловых осадков» из столичной канализации, так же цинично уверяя, что будут производить из них удобрения. Конечно же, никто никаких удобрений в глаза не видел, а вот жителям близлежащих деревень стало невозможно пить местную воду. Дело дошло до природоохранной прокуратуры, которая запретила свозить в карьер отходы. Однако и после запрета грузовики еще несколько месяцев продолжали засыпать карьер «основой для удобрений». Прокуратура обратилась в суд. Тот постановил - свалку необходимо закрыть, а все отходы вывезти.

И что? А ничего! Засыпанный доверху карьер так и возвышается над окрестностями. А местные жители превратились в заложников ситуации. Многие из них из-за неблагоприятного соседства готовы покинуть насиженные места. Да кто же купит дом в зоне экологического бедствия?

Тогда мы идем к вам

Директор компании «Экологический альянс» Игорь Ермаков в интервью «Коммерсанту» прокомментировал решение о закрытии подмосковных свалок: «Даже если закрыть часть полигонов, это приведет лишь к тому, что остальные поднимут цены. Тогда машины с мусором будут отправляться в ближайшие области: Владимирскую, Рязанскую, Тульскую и т. д. Возникновение этой тенденции можно наблюдать уже сейчас: компании приобретают площадки под полигоны за пределами Московской области».

Слова эксперта красноречиво подтверждают конкретные факты.
Восток области, Гороховецкий и Вязниковский районы. Фактическая монополия на сбор, транспортировку и утилизацию отходов на этой территории принадлежит нижегородской компании «АГЖО», засветившейся сразу в нескольких мусорных скандалах. Строительство полигонов ТБО, которыми «АГЖО» хочет «осчастливить» жителей разных регионов страны, периодически оборачивается протестами жителей. А уже реализованные проекты не обходятся без нарушений законодательства.

Владимирская область ‑ не исключение. Огромная свалка на пути из Вязников в Гороховец прекрасно видна с трассы М7. Она вообще никак не огорожена. Отсутствует входной контроль за ввозимым мусором. Отходы валятся прямо в рельеф местности. Самые частые гости на свалке ‑ мусоровозы с нижегородскими номерами. По словам местных жителей, что «утилизируется» на этой свалке, как ведутся работы внутри «объекта», никому из них не известно, хотя муниципальные власти, конечно же, в курсе и частенько, ни от кого не скрываясь, встречаются с владельцами свалки прямо в здании администрации. Видимо, бизнес и здесь идет рука об руку с местной властью?

Запад области, Александровский узел. О ситуации с мусором здесь владимирские СМИ также пишут регулярно. По свидетельству жителей Александровского района, он на глазах зарастает мусором. По словам чиновников Госадмтехнадзора, Александровский район держит многолетнюю пальму первенства как самое грязное муниципальное образование региона. Чиновники знают о проблемах? Почему ровным счетом ничего не делают для их решения?

На александровскую городскую свалку мусоровозы с московскими номерами сегодня идут постоянно. И их спокойно пропускают на разгрузку, даже не поинтересовавшись содержимым кузовов. Радиационный или какой-нибудь другой входной контроль на свалке не практикуется, и машины могут спокойно провозить все что угодно ‑ от биологических до химических отходов.

Сейчас вокруг свалки идет судебное разбирательство относительно ее незаконной передачи властями района в аренду некоей частной фирме. Кстати, руководит этой компанией кузен печально известного во Владимире Андрея Шешенина.

Последний осужден за мошенничество в особо крупном размере, получил 4 года условно. Но это обстоятельство не мешает ему и его родственникам продолжать заниматься специфическим бизнесом. И главное - все эти скандально-криминальные истории не мешают районным властям быть в самом центре событий. Иначе они не приняли бы незаконного решения о передаче свалки Шешенину по цене около 2 тысяч рублей за гектар в год. Царский подарок!

В отношении экс-мэра Гусь-Хрустального Юрия Гришкина сейчас возбуждено уголовное дело по практически аналогичному поводу. Может быть, правоохранительным органам обратить свой взор и на Александровский район?

А пока ситуация не меняется. Спустя почти год на свалке вновь начались возгорания. Жители окрестных деревень Машково, Наумово, Афанасьево, Колпаково, да и те, кто живет на западной окраине самого города Александрова, вновь обеспокоены возможными последствиями ненадлежащего использования свалки. По району ползут слухи о расширении ее территории чуть ли не вдвое и о последующим за этим значительным повышением тарифа на вывоз мусора.

Что в итоге?

Горький вывод: Владимирская область в последние годы при бездействии и попустительстве чиновников и нечистых на руку предпринимателей становится настоящей выгребной ямой.

Будет ли реакция со стороны органов региональной власти и правоохранительных структур на все имеющиеся факты надругательства над окружающей средой и мусорный беспредел в области? Время покажет...

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
9 минут назад Жительница Кольчугинского района изуродовала иномарку после ссоры с соседкой
На машине к девушке приехал ее знакомый и оставил авто на стоянке у дома в поселке Вишневый Кольчугинского района. В прокуратуре Владимирской области сообщили, чем не угодил «Chery F15» одно из местных жительниц.
38 минут назад Депутаты ЗС во втором чтении приняли проект бюджета Владимирской области
24 декабря на заседании Законодательного Собрания Владимирской области одним из основных вопросов стало рассмотрение проекта бюджета региона на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов.